Вместо введения и заключения
В этом словаре все определения – неправильные. Они настолько неправильные, что даже автору иногда становилось не по себе в минуту, когда рождалось очередное нелогичное определение. Но ведь и наука далеко не так безупречна в своих самых серьезных формах, как это может показаться доверчивому читателю энциклопедий, словарей и прочих высокоученых изданий. Чрезмерно серьезное их восприятие, по мне, не на пользу ни специалистам, ни любознательным дилетантам.
Круг наших знаний ограничен, а просторы невежества – безграничны. Особенно это заметно в науках о человеке и обществе, где не так просто отличить истинное знание от мифа, факт от выдумки, правило от исключения. И может быть, научные понятия, утратив свой чрезмерно строгий облик, окажутся ближе к нашим психологическим и социальным реалиям, которые подчас трудно воспринимать и объяснять всерьез.
С психологии начинаются все те проблемы, которые впоследствии мы называем социальными, нравственными, экономическими, политическими. Заканчивается же все историей, извлекающей уроки из всего, что нам удается сотворить с природой и обществом. А между психологией и историей – другие смешные науки, особенно смешные в современной постсоветской действительности, благодатная атмосфера которой наполнила новым смыслом многие традиционные термины. Кто бы мог подумать, что «крыша» и «пирамида» станут ключевыми понятиями экономической науки, «беспредел» – политической, а «утечка мозгов» – наиболее употребимым термином в тех случаях, когда речь заходит о естествознании.
Осознавая бесконечное многообразие современной научной терминологии, автор не претендует ни на полноту, ни на универсальность своих не слишком толковых словарей. А если приведенные в этих словарях альтернативные определения покажутся читателям не столь занимательными, как породившая их действительность, автору остается передать эстафету тому, кто найдет этой действительности более содержательное истолкование.
Автор выражает признательность Татьяне Толстовой, благодаря работе которой над текстами словарей они во многих случаях утратили легкомысленность (а иногда и бессмысленность) и приобрели множество дополнительных выразительных нюансов, без которых сейчас ему трудно представить эту книгу.
АБУЛИЯ – болезненное безволие; от здорового безволия отличается тем, что человек не может взяться не только за работу, но и за еду.
АВТОКОММУНИКАЦИЯ– общение с самим собой: разновидность общения, участники которого всегда удовлетворены уровнем интеллекта собеседника.
АВТОМАТИЗМ – действие, совершаемое без участия сознания; различают врожденный автоматизм, когда сознание отключено природой, и приобретенный – когда оно отключено жизненным опытом.
АЛЬТРУИЗМ– стремление сделать людям лучше, чем им того хочется.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – состояние внутреннего конфликта, когда, например, любишь и ненавидишь одного и того же человека, в отличие от внутренней гармонии, когда ненавидишь его, а любишь себя.
АМНЕЗИЯ – потеря памяти в двух болезненных формах (антероградная – когда забываешь новую информацию, ретроградная – когда старую) и в одной здоровой – когда забываешь всё, кроме своих интересов.
АНОРЕКСИЯ– болезненное отсутствие интереса к пище, в отличие от здорового отсутствия интереса к чему-либо, кроме пищи.
АНТИПСИХИАТРИЯ—радикальное движение в социальной психиатрии, настаивающее на том, что не столько психически больные люди опасны для общества, сколько общество опасно для психически больных.
АПАТИЯ– отсутствие эмоций (у одних) как реакция на отсутствие разума (у других).
АСИММЕТРИЯ МОЗГА – принцип организации мозга: левое полушарие всегда может рационально доказать то, с чем правое никогда не может эмоционально согласиться.
АФФЕКТ – неуправляемая эмоция, свидетельствующая о том, что вообще-то эмоциями можно и управлять.
АФФИЛИАЦИЯ – неодолимая тяга к общению с другими людьми, возникающая вследствие отвращения к общению с самим собой.
БЕЗУМИЕ– альтернатива слабоумию.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – вместилище истинных желаний человека, осуществить которые можно, увы, только доведя себя до бессознательного состояния.
БЕХТЕРЕВ – психиатр, который диагностировал у Сталина паранойю и умер на следующий день, подтвердив тем самым безошибочность диагноза.
БОРЬБА МОТИВОВ – конфликт взаимоисключающих побуждений, когда, например, человеку одновременно хочется очень высоко подняться и при этом не слишком низко пасть.
БРЕД– бессвязная речь, характерная в равной мере как для здоровых, так и для психически больных людей; отличие состоит в том, что больные пытаются найти в своем бреду какой-то смысл.
ВАЛИДНОСТЬ – мера соответствия между целью и средствами измерения; полностью валидны только бесцельные измерения.
ВЗАИМНЫЙ АЛЬТРУИЗМ– правило взаимного обмена, при нарушении которого вступает в действие правило взаимного обмана.
ВНИМАНИЕ—психическая функция, позволяющая сосредоточиваться на раздражителе. И чем грубее раздражитель, тем больше ему внимания.
ВОЛЯ– психическая функция, вынуждающая человека делать то, что не хочется, ради того, что не нужно.
ВООБРАЖЕНИЕ—то, что хотелось бы оставить после себя потомкам вместо памяти.
ВОСПОМИНАНИЯ– все, что не удалось забыть.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ – привычные действия, идущие во вред человеку: пьянство, курение, принципиальность, бескорыстие и т. п.
ВУНДТ – основоположник экспериментальной психологии, первым догадавшийся, что эксперименты с человеческой психикой могут производить не только власть имущие, но и ученые.
ВЫТЕСНЕНИЕ – защитный механизм, позволяющий освобождать сознание от старых неприятных впечатлений ради новых.
ГИПЕРМНЕЗИЯ– болезненное состояние памяти, при котором человек способен припомнить все свои обиды, включая даже те, которые он нанес другим.
ГЛУПОСТЬ – черта личности, которая нравится всем: одним – потому что они ею наделены, другим – потому что не они.
ГРАФОЛОГИЯ – отрасль психологических исследований, в которой нет неграмотных испытуемых – только исследователи.
ГРУППОВОЕ РЕШЕНИЕ – решение, принятое самыми глупыми членами группы и воплощенное самыми исполнительными.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– направление в психологии, пытающееся отыскать в человеке нечто, отличающее его от испытуемого.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР – руководитель, который слушает каждого дурака, в отличие от авторитарного лидера, который слушает только одного – самого себя.
ДЕПРИВАЦИЯ – потеря ориентации в результате информационного дефицита. Может быть мучительной – когда отсутствуют ощущения, или блаженной – когда отсутствуют мысли.
ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ– чувство нереальности внешнего мира как следствие чрезмерно развитого внутреннего…