1.1. Социально-экономические и психологические установки менеджмента
Менеджмент – это особый тип управления. В экономической литературе известно много определений менеджмента. Прежде всего, различают менеджмент в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле менеджмент – это управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют ее собственники, профессиональные менеджеры, работники. В узком смысле менеджмент включает только деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации, мотивации, контролю деятельности фирмы и ее персонала.
При всех различиях в понимании менеджмента общим является то, что он связан с людьми. Это положение подтверждают следующие определения: менеджмент — процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям; менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивацию других людей.
В курсе "Психология и этика менеджмента" последний рассматривается в широком смысле слова, т. е. как деятельность всех субъектов рыночной экономики, участвующих в управлении фирмой. Поэтому в дальнейшем изложении наряду с понятием "менеджер" используются также такие обобщающие понятия, как "бизнесмен", "предприниматель", "работник" и др.
По мере развития рыночной экономики, роста материального благосостояния трудящихся возрастает роль социальных и психологических методов управления. Менеджер становится больше воспитателем и наставником, чем контролером и администратором. Психологические отличия рыночного управления (менеджмента) от административно-командного управления заключаются в большой роли личностного фактора. В рыночной экономике предприятия представляют собой не только технические и организационные системы, но и своеобразные социальные общности. Именно в области социальной и экономической психологии заключаются основные трудности перехода России к рыночной экономике и ее менеджменту. В рыночной экономике человек воспринимается таким, каким он есть, во всем многообразии его положительных и отрицательных качеств. Естественно, что это не совсем совпадает с тем, что было записано в "Моральном кодексе строителя коммунизма": "Человек человеку – друг, товарищ и брат".
Рыночная экономика исходит из невозможности кардинально переделать человеческую природу и из необходимости использовать сильные и нейтрализовать слабые стороны человека. В рыночной экономике резко возрастает роль личностных качеств человека, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, готовность к обоснованному риску.
Человеческий капитал считается самым ценным. Стоимость квалифицированной рабочей силы и спрос на нее непрерывно растут. Верхней границы оплаты труда не существует. Рыночная экономика возлагает главную ответственность за устройство собственной жизни и за успех в работе на самих людей. Трудности восприятия рыночной экономики для российского населения состоят в том, что требуют большей индивидуализации, обособления и дифференциации, чем это было присуще российскому образу жизни. Рыночному управлению свойствен прагматизм, т. е. ориентация на эффективность, полезность и индивидуализм. Как известно, россиянам более присуща коллективистская идеология, чем индивидуалистическая, свойственная западным странам. Человек как личность мало что значил в советском обществе. При всех положительных сторонах коллективизма (общительность, доброжелательность, дружба) он нес в себе и определенные недостатки, особенно в управлении: возможность укрыться от ответственности и отвести вину от себя. Кроме того, коллективизм определенным образом ограничивал свободу личности. Из постулатов свободы и равенства в российском обществе предпочтение всегда отдавалось равенству, в то время как рыночная экономика основывается на свободе деятельности и потребления.
Рыночная идеология исходит из того, что богатство отдельных людей ведет к богатству общества, а не наоборот. Когда частные фирмы максимизируют свою прибыль, совокупный общественный продукт также максимизируется, а в государственный бюджет поступает больше средств в виде налогов.
Важной характеристикой рыночного управления является его компромиссность. Компромисс между субъектами рыночной экономики – собственниками, предпринимателями, менеджерами, работниками, между продавцами и покупателями, производителями и потребителями – обеспечивает учет взаимных интересов и эволюционное развитие экономики, которое по сравнению с революционным развитием характеризуется меньшими издержками и потерями. На практике достижение компромисса заключает в себя ответы на шесть вопросов: 1. Что я отдаю? 2. Что ты отдаешь? 3. Что я получаю? 4. Что ты получаешь? 5. Какие у меня альтернативы? 6. Какие альтернативы у тебя?
В заключение отметим, что рыночная экономика и ее менеджмент не должны разрушать самобытные национальные и культурные устои российского общества, снижать высокий уровень его образования и науки. В то же время в российском менталитете есть такое, от чего не жалко было бы и избавиться. Нам не помешает, к примеру, быть более практичными, работящими, предприимчивыми, богатыми, наконец.
Именно на это ориентирует рыночный менеджмент, представляющий собой определенную науку и культуру. Освоим мы эту науку и культуру, и тогда не придется задавать друг другу вопрос: "Если ты такой умный, то почему ты не богатый?"
Традиционно присущие народу России психологические качества – терпеливость, выносливость, стойкость, способность быстро восстанавливать физические и духовные силы в сочетании с высоким общим уровнем образования и культуры должны помочь обеспечить успех рыночных преобразований.
1.2. Психология менеджмента: предмет, задачи, методы и основные понятия
На пути приспособления к рынку неизбежно освоение опыта построения деловых отношений в бизнесе. Этот опыт часто складывается интуитивно. Другим источником является заимствование из сферы бизнеса стран цивилизованного мира со сформировавшимися рыночными отношениями. При этом нельзя забывать и сбрасывать со счетов национальные особенности поведения в бизнесе.
Психология менеджмента не бывает свободной от влияния экономических, политических и социальных преобразований.
Переход к рынку мы начали в значительно более трудных условиях, чем страны Запада. 70 лет подряд частная собственность объявлялась у нас большим злом. Три поколения работоспособных граждан страны воспитывались в атмосфере презрения к этому виду собственности. Это обстоятельство привело к потере инициативности, росту иждивенческих настроений, к уравниловке в оплате труда, к такому состоянию, когда человек всю жизнь мог, в сущности, ничего не делая, просиживать кресло и быть уверенным, что он не окажется безработным.