Нельзя представить себя одиноким Робинзоном на земле. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, учимся, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, педагогами, незнакомыми людьми.
Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:
• взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;
• часто с интересом воспринимаем различные слухи; обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и просто встречными людьми; испытываем влияние на себе других людей, изменяя свое поведение, подражая им; изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды; принимая решения, в большинстве случаев, учитываем мнение окружающих; относим впервые увиденных людей к определенному типу; находимся под воздействием Интернета, телевидения и других средств массовой информации; легко и продуктивно работаем с одними людьми, а с другими у нас возникают разногласия и конфликты; ощущаем скуку при работе в одиночестве, а в хорошей компании быстро и весело выполним самое трудное дело.
Можно сказать, что человек может существовать и развиваться только общаясь в конкретной, окружающей его группе людей, где, в соответствии с ее требованиями, изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении. На это еще 240 лет тому назад указывал наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов в своей «Российской грамматике»: «…Когда к сооружению какой-либо махины (т. е. машины) приготовленные части лежат особливо и ни которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были диких зверей…». Без сомнения, здесь М.В. Ломоносов выразил серьезную догадку о будущем внимании, которое люди будут проявлять к общению.
Психология общения исследует такие явления, как: восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместную деятельность и межличностные отношения. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми. Эти явления как бы отражают различные формы общения, зависящие от многих факторов.
Рис. 1.1. Соотношения макросреды, микросреды малой группы
Если бы не было общения, мы бы не смогли стать теми, кто мы уже есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, построить с папой летающего змея, съездить с мамой в отпуск, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через свой личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице. Это так называемая наша микросреда. Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам, каждый из нас познает более широкий социальный мир и общается со всем остальным миром, т. е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т. д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас (рис. 1.1).
Именно в малых группах (семье, классе, на улице), общаясь в своей микросреде с ее особенностями, каждый из нас осваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения. Генри Клауд считает, что круг общения человека не однороден и в нем можно выделить несколько уровней (рис. 1.2).
Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки, в те времена, когда человек встретил себе подобного и у него возникли вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что он обо мне думает?», «Как оценивает?» и проч. Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать явления, порожденные встречей двух (или более) людей, возникают и вопросы о том, что же приносит каждому собеседнику общение, как каждый из них изменяется (развивается или деградирует) под влиянием другого.
Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним. Возникает интерес к тому, как и по какой причине у нас появляется застенчивость, стеснительность или, наоборот, раскрепощенность, «вдохновение» под влиянием внимания к нам других людей? Почему один человек смущается, «теряется» в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно легко ему удавалось (спеть, прочитать стихотворение), другой же, напротив, способен показать все, на что способен и даже большее, лишь в большой компании, когда стоит в кругу незнакомых людей? Эти вопросы существуют столько же, сколько и сам человек, который формируется как личность в процессе общения с другими людьми. Как заметил академик Д.C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга».
Рис. 1.2. Неоднородность круга общения субъекта
Человеческое общение – сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может «вспыхнуть» ярче других, выходя вперед, скрывая остальные. Таким образом, в зависимости от задач, в общении мы можем и обмениваться информацией (1), и взаимодействовать с другими людьми (2), и познавать их (3), и вместе с этим переживать чувства (4), возникающие в ходе общения.