© ООО «Издательство «Наше слово», перевод на русский язык, 2016
© ООО «Издательство «Э», 2017
* * *
История психологии берет своё начало в классической Греции. Ещё Платон и Аристотель утверждали, что у человека есть бессмертная душа, а также, что человек способен ощущать, воспринимать и мыслить. Действительно, слово «психология» само происходит от древнегреческого слова psyche, которое можно перевести как «душа» и «разум». Изучение разума до сравнительно недавнего времени оставалось сугубо философским направлением. Первое упоминание психологии в качестве отдельной науки появляется в XVII веке – «Полный травник» Калпепера определил эту научную дисциплину как «знание души». Однако в 1712 году определение, данное Курзоном, стало ближе к нашим современным представлениям о том, что «психология изучает строение мышления человека, его способности и страсти».
В настоящее время психология изучает с научной точки зрения психику и поведение человека. Её корни могут быть в философии, но она включает в себя также элементы физиологии, медицины и социальных наук. Как наука психология сформировалась в конце XIX века, в одно время с такими науками, как нейробиология и социология, с которыми у нее очень много общего.
Человеческое сознание и его поведение сложны и непредсказуемы. В XX веке возникли различные подходы к изучению психологии, и стало очевидно, что «изучение разума и поведения» охватывает обширные и разнообразные области. Некоторые психологи подходили к изучению этих вопросов с точки зрения естествознания, проводя наблюдения и эксперименты в лабораториях. Другие рассматривали психологию как клиническую науку, которая могла бы приносить пользу для тех, кто страдает различными расстройствами психики или проблемами в поведении. Также появились различные направления исследований в психологии, такие, как изучение поведения людей в социальных группах, определение способов совершенствования и развития наших умственных способностей в период взросления, и даже поиск того, что делает нас уникальными личностями.
Сегодня психология охватывает не только все эти области, но и многие другие. Она рассматривает способы работы нашего мозга и то, как мы действуем и реагируем на окружающий нас мир. Как и любая наука, она также дает нам понимание того, как работает наш разум. Психология имеет широкий спектр применения, от клинической терапии до социальной политики, управления и рекламы. Это обширная область знаний, которая никогда не перестанет восхищать.
Естественные науки, такие как астрономия, физика, химия, биология и география, произошли от философских размышлений о природе мира; но вплоть до XIX века не было научного исследования того, как мы думаем и ведем себя. Одна из причин этого заключалась в том, что, – так как у нас не может быть прямого доступа к тому, что происходит в умах других людей, – философия разума была скорее вопросом для самоанализа и страдала от недостатка объективности истинной науки.
Кроме того, прямое изучение мозга с точки зрения работы физических процессов, даже объективно научное, немного рассказало нам о том, как мы думаем, и как мы ведем себя. Некоторые физиологи, – в частности, в Германии, – обратили свое внимание на изучение психических процессов, и в то же время философы (особенно в США) приняли более строгий научный подход к философии разума. Из этих двух разных подходов и возникла, преодолев разрыв между философией и физиологией, новая наука «Психология» как отдельная научная дисциплина.
Во многих мировых культурах есть вера в то, что люди имеют душу (чаще всего бессмертную), которая существует независимо от тела. Греческие философы отмечали также, что душа, или дух отвечают за нашу способность рассуждать, – и это то, что сегодня мы называем разумом. В то время как Аристотель и его последователи видели тело и душу как нечто неразделимое, Платон полагал, что душа принадлежит вечному духовному миру, отделенному от материального мира, населяемого нашими телами.
Позже философы, в частности, целитель и учёный Авиценна, великий математик и философ Рене Декарт, – предположили, что нематериальный разум и материальное тело являются отдельными сущностями. Эта гипотеза физического и ментального дуализма была оспорена Гилбертом Райлом в 1949 году. Он отклонил идею независимо существующей души или духа, рассматривая «дух в машине». Позднее – развитие компьютерных технологий дало нам полезную аналогию: мозг и сознание можно рассматривать с точки зрения аппаратного и программного обеспечения, которые различны, но взаимосвязаны.
К середине XIX века медицинская наука обращает свое внимание на расстройства центральной нервной системы. Ранее неврологи, в том числе Жан-Мартен Шарко, изучили и описали, к примеру, такие состояния, как рассеянный склероз, инициируя исследования в области физиологии нервной системы. Переломный момент наступил с возникновением метода окрашивания, разработанного Камилло Гольджи, который позволяет рассмотреть отдельные клетки под микроскопом.
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, один из основателей современной нейронауки, использовал эту технику, чтобы распознать и классифицировать клетки нервной системы и головного мозга (ныне известные как нейроны). Более поздние исследования показали, что нейроны способны общаться и взаимодействовать друг с другом через электрохимические сигналы, передавая информацию от органов чувств к мозгу. Также стало ясно, что электрохимическая активность между нейронами в головном мозге связана с мыслительными процессами, что привело к усилению позиций физиологического подхода в психологии.
Некоторые ранние изображения нервных клеток мозга были нарисованы испанским нейробиологом Сантьяго Рамон-и-Кахаль
Немецкий врач Франц Месмер прославился в конце XVIII века благодаря терапии с использованием магнитов для восстановления баланса «животного магнетизма» пациента. Во время терапии, позже известной как гипноз, некоторые из его пациентов впадали в состояние, подобное трансу, которое, как они утверждали, облегчало симптомы их заболевания.
Один из современников Месмера, католический монах родом из Гоа по имени Аббат Фариа, понял, что ключ – не в магнитах, а во «сне наяву». Именно это делает пациента более восприимчивым к убеждению. Его метод стимулирования психического состояния повышенной внушаемости, позже названный хирургом Джеймсом Брэйдом «гипноз», вызвал значительный интерес в XIX веке, и как терапия, и как форма развлечения. Невролог-новатор Жан-Мартин Шарко применял гипноз как часть терапии при лечении истерии. В дальнейшем эту практику продолжили его ученики Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд. Начав с использования гипноза, Фрейд продолжил развивать «лечение разговором», и на базе его создал теорию бессознательного и психоанализ (см. стр. 144, 146 и 142).