Здравствуйте, дорогой читатель. Позвольте представиться – меня зовут Геннадий Владимирович, я уже полвека работаю врачом-психотерапевтом. Психотерапия находится на стыке медицины и психологии, ведь тело и душа составляют неразрывное единство, и язык тела не менее красноречив, чем слова. Просто он не всем понятен. Работая в многопрофильных больницах и поликлиниках, я научился понимать этот язык и делюсь своим опытом с вами.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, половина всех заболеваний являются психосоматическими, и больные нуждаются не столько в лекарствах, сколько в психотерапии. Сами пациенты считают психологические проблемы результатом плохого самочувствия и не обращаются к психотерапевту. Медицинское обследование не выявляет у них достоверных отклонений от нормы. Однако страдания человека являются подлинными, объяснимы они или нет с медицинской точки зрения.
Психосоматические расстройства (ПСР) развиваются под влиянием неотреагированных эмоций, которые мы не выплеснули, а оставили внутри себя. Это прежде всего тайное чувство собственной несостоятельности, подсознательное ожидание неприятного последствия непродуманного поступка, скрытые переживания неудач и утрат. Печаль, не выплаканная слезами, заставляет «плакать» другие органы.
К психосоматическим расстройствам в широком смысле слова относят:
• многие нарушения питания и пищеварения, дыхания и кровообращения,
• кожные и мочеполовые заболевания,
• нарушения чувствительности и движений,
• тиреотоксикоз и сахарный диабет,
• психосексуальные расстройства.
Под влиянием негативных эмоций, никогда не высвобождаемых полностью, повышается артериальное давление. Реакции сосудов на сдерживаемое эмоциональное напряжение играют важную роль в развитии головных болей и спазмов коронарных сосудов. Хронически повышенное мышечное напряжение, вызванное сдержанными агрессивными импульсами, оказывается патогенным фактором при ревматоидном артрите. Воздействие этого механизма на обмен веществ можно наблюдать при тиреотоксикозе и диабете. Во всех этих примерах определенные фазы вегетативной подготовки к нападению или бегству хронически задерживаются из-за того, что лежащие в их основе мотивационные силы невротически подавляются и не высвобождаются в соответствующем действии.
Психосоматическими расстройствами страдают не только взрослые, но и дети. Сложность в том, что родители не всегда могут понять, что заболевания ребенка связаны со стрессом. Поэтому при выявлении какой-то закономерности нужно обратиться к специалисту.
У детей ПСР проявляются главным образом разнообразными психосоматическими реакциями. Они обычно непродолжительны и исчезают с прекращением психотравмирующей ситуации. Определенным расстройствам соответствуют те или иные внутрипсихические конфликты. Так, нейродермит может указывать на то, что ребенок сдерживает желание физической близости, бронхиальная астма означает страстный, но безответный порыв ребенка докричаться до матери.
В формировании ПСР у детей основное значение имеют патология беременности, травмы в родах, последствия черепномозговой травмы и нейроинфекций. Следствием этого становятся вегетососудистые расстройства, плохая переносимость жары, духоты, резких запахов, езды в транспорте, повышенная утомляемость, снижение памяти, отставание в учебе.
Ребенок, тревожно относящийся к неприятным ощущениям, может подумать, что с ним происходит что-то опасное. Такая мысль неизбежно порождает чувство тревоги, которое сопровождается выбросом адреналина. В результате появляются учащенное сердцебиение, одышка, дрожь и т. д. К этим симптомам тревоги прибавляются сначала легкие физиологические сдвиги, которые затем усиливаются.
Так образуется порочный психосоматический круг: физиологические сдвиги на фоне обычных стрессоров – мысль о неблагополучии – тревога – усиление физиологических проявлений – тревожное прислушивание к неприятным ощущениям, а затем – даже в отсутствие неприятных ощущений – постоянные проверки состояния организма. Что, в свою очередь, провоцирует появление таких ощущений и заставляет на них фиксироваться.
У таких детей легко происходит трансформация трудноразрешимых психологических проблем в жалобы соматического характера (соматизация, бегство в болезнь). Причиной ПСР может быть чувство вины с потребностью в самонаказании. Имеет значение также условная выгода симптома, позволяющая избежать наказания или получить какие-то поблажки.
Симпатический отдел вегетативной нервной системы повышает давление крови (при этом выделяется адреналин), парасимпатический отдел с блуждающим нервом вагусом понижает давление (при этом выделяется инсулин). Неотреагированная агрессия приводит к длительному возбуждению симпатоадреналовой системы с последующим развитием гипертонии, мигрени, артритов, гипертиреоза, диабета. Пассивное ожидание помощи и невозможность ее получить; неутоленное желание признания, сексуального удовлетворения – все это перенапрягает парасимпатическую систему. Как результат – язва желудка, язвенный колит, бронхиальная астма.
Боли могут возникать как самонаказание в связи с потерей объекта. Именно реальная или символическая потеря объекта либо угроза такой потери приводит к отказу от веры в будущее, что, в свою очередь, ведет к снижению иммунитета. Особенно велика роль аутоиммунных механизмов при астме, спастическом и язвенном колите, а также раке.
Соматические функции нарушаются в результате конфликта между чувствами любви и ненависти, потребностями давать и сохранять. Так, при спастическом колите у ребенка внутри могут бороться любовь и агрессия к младшему брату или сестре и одновременно желание сохранить безраздельную любовь родителей.
Хронические симптомы воспринимаются как меньшее зло по сравнению с необходимостью самому справляться с трудной ситуацией. У детей выражена готовность быть похожим на кого-то. Они могут тревожиться за здоровье в подражательных целях – особенно если это сопровождается соответствующими внушениями.
Тревожная мать воспринимает ребенка как хрупкую вещь, которая может легко сломаться. В результате у ребенка сохраняется связь с матерью на языке тела. Ребенок учится контролировать родителей с помощью болезненных состояний. Они становятся условно выгодными как больному, так и семье в целом. Недомогание дает родителям возможность сфокусироваться на ребенке и тем самым избежать внутрисемейных конфликтов.
Для многих пациентов весьма полезна психотерапия, в том числе семейная, с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости болезненных проявлений. Чем раньше начнется лечение, тем выше будет эффект психотерапевтических вмешательств. Важно начать терапию до появления необратимых патофизиологических изменений. Большое значение имеет домашняя работа с больным ребенком, согласованная со специалистом.