1.1. История развития науки
о психосоматических расстройствах
Развитию «психосоматики» как науки предшествовал огромный интерес к взаимосвязи психики и тела. Еще в «Гиппократовском сборнике» выделяется взаимосвязь между телесным и духовным. В этом сборнике собраны работы Гиппократа и его учеников, представлявших иные направления древнегреческой медицины. В этих трудах отражены взгляды врачей, которые составили основу развития клинической медицины. В сборник вошли представления
о целостности организма; отражены, установленные связи между болезнями и пр. Однако, в сборник не вошли труды Гиппократа о темпераментах, которые и по сей день продолжают жить. Так, по мнению Гиппократа, все люди делились на четыре типа по своей конституции и поведенческому характеру. Если в организме преобладало количество крови, то такой человек относился к сангвиникам. Избыток желтой желчи характерен для холериков, а слизи – для флегматиков. Большая концентрация чёрной желчи характерна для меланхоликов. Данные знания сегодня выглядят наивно, хотя зерно было заложено и проросло в различные направления.
Да и сегодняшнее представление о взаимосвязи между телесным и духовным умножается с каждым годом1.
Тело и душа взаимосвязаны. Эмоциональное состояние способно определять физическое самочувствие.
Чувства стимулируют выброс гормонов. Длительный гормональный дисбаланс, в свою очередь, способен привести к возникновению определенных заболеваний.
Ученые напрямую связывают негативный эмоциональный статус с развитием гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний, а также с нарушениями иммунитета. Есть данные, убедительно доказывающие, что инфекционные и аутоиммунные заболевания, а так же аллергические реакции во многом обусловлены эмоциональным состоянием человека.
Исследования показали, что депрессия часто ведет к развитию онкологических и сердечных болезней. А тревога и страх вызывают учащенное сердцебиение, пролапс митрального клапана, синдром раздраженного кишечника, головные боли напряжения и другие недуги.
В 1818 г. Иоганн Хайнрот, немецкий врач, впервые употребил термин «психосоматика». При использовании данного термина подразумевалось, возникновение различных заболеваний и расстройств через влияние переживания людьми чувств вины, стыда и злобы.
После создания психоаналитической теории Фрейд совместно с Брейером доказал, что «подавленный аффект», «психическая травма» путем «конверсий» могут проявляться соматическим симптомом. Ярким примером может служить картина с истерической конверсией, которую невозможно было связать ни с одним из локализуемым анатомическим повреждением и установить связь с причинами и периодами развития заболевания. В своей совместно работе Фрейд и Брейер показали исчезновение симптомов у клиентки, как только удавалось той при помощи гипнотических техник снова пережить травму или негативные воспоминания, которые могли предшествовать и являться причиной возникновения данного расстройства. Этот и подобные эксперименты дали огромное развитие теории психоанализа, в частности изучения психологических механизмов защиты – сопротивление, перенос и пр. Позже Дюбуа, Шарко и др.авторитетные исследователи того времени дополнили результатами гипнотических экспериментов исследования Фрейда.
Таким образом, сформировалось учение, что нервные нарушения вызываются переживаниями и должны лечиться путем воздействия на психику. После второй мировой войны философские идеи Фрейда, основанные на полученных результатах в области терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов, получили дальнейшее развитие в теории эмоциональных конфликтов Ф. Александера. Его работы показали, что эмоциональное состояние человека является одной из причин возникновения соматических заболеваний. Александер рассмотрел в своих работах эмоциональное проявление вегетативных срывов. Так, он полагал, например, что болезни двенадцатиперстной кишки предшествует конфликтная ситуация, которая развивается у самых разных личностей в детстве и может приобретать доминирующее значение в дальнейшей жизни этих людей. Он пытался объяснить и составить схемы для каждого вегетативного невроза. В этих схемах Александер показал взаимосвязь формирования и усиления симптома. Например, больных язвенной болезнью отказ от орально-рецептивных желаний приводит к орально-агрессивным реакциям, которые в свою очередь вызывают чувство вины и страха. Это компенсируется выраженным стремлением к деятельности, которая усиливает неосознанное оральное стремление к зависимости.
Александер объединил в схематическом изображении (рисунок 1) две основные установки («вступления в бой» и «отступления») с их нервным субстратом и исход этих тенденций в психосоматические заболевания, блокируемых внешними или внутренними причинами.
Справа на рисунке указаны состояния, которые могут развиваться, если блокируется разрешение враждебных агрессивных побуждений (борьба или бегство) и проявляется замещающее поведение. Слева – состояния, которые развиваются при блокировании стремления к поиску зависимости и помощи.
Таким образом, теории Александера и его учеников стали известными и ценными в истории после того, как:
– были определены и произведены некоторые изменения в принятые тогда нозологические единицы – бронхиальной астмы, гипертиреоза и др., которыми он пользовался (важно, что в настоящее время эти диагнозы ставят более дифференцированно, с учётом патогенеза и взаимодействия с психологическими и социальными условиями);