Александр Сергеевич Пушкин, Александра Емец - Пушкин. Мысли на каждый день

Пушкин. Мысли на каждый день
Название: Пушкин. Мысли на каждый день
Авторы:
Жанр: Афоризмы и цитаты
Серия: Лайфстайл | Дневник писателя
ISBN: Нет данных
Год: 2024
Другие книги серии "Лайфстайл | Дневник писателя"
О чем книга "Пушкин. Мысли на каждый день"

Книга «Пушкин. Мысли на каждый день» составлена из фрагментов писем, дневников, записных книжек Александра Сергеевича. В них он делится не только событиями своей жизни, но и мыслями, чувствами, впечатлениями.

Эти цитаты позволяют заглянуть в мир великого поэта. Его жизнь и творчество открывают перед нами настоящее приключение. Каждая страница книги – портал в глубины души поэта, где мы можем наблюдать за его волнующими переживаниями, ощущать пульс его времени и чувствовать пламя его страсти.

Бесплатно читать онлайн Пушкин. Мысли на каждый день


© А. Емец, вступительная статья, составление, 2024

© ООО «Издательство АСТ», 2024

Пушкин в дневниках и письмах

Сокровенные мысли и чувства великого поэта

Александр Сергеевич Пушкин начиная с 16-летнего возраста фиксировал свою жизнь и творческий путь в письмах и дневниковых записях. В них он делился не только событиями своей жизни, но и мыслями, чувствами, впечатлениями. Это уникальное эпистолярное наследие отправляет нас в путешествие от молодости и восторженных переживаний до зрелости и философского взгляда на мир великого русского поэта. А самые яркие моменты этого путешествия собраны в виде цитат в данной книге, которую вы сейчас держите в руках.

Запись в личном дневнике от 29 ноября 1815 года открывает перед нами момент личного счастья и восторга шестнадцатилетнего Пушкина: «Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!..» Переживания о любви, мучительное ожидание и радость от неожиданных встреч – всё это составляло чувственную палитру его подростковых лет. А 10 декабря того же года его дневник показывает другую картину: «Вечером с товарищами тушил свечки и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа!». Перед нами раскрывается Пушкин-мыслитель, хоть и совсем еще юный, но уже способный видеть красоту и смысл в повседневных моментах жизни.

По мере взросления поэта мы видим, как его записи становятся полны стремлением к свободе и творческому самовыражению. «Петербург душен для поэта. Я жажду краёв чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу», – пишет двадцатилетний Александр Пушкин в письме П. А. Вяземскому в апреле 1820 года. И в этом же письме мы видим такие строки: «Что ни говори, век наш не век поэтов – жалеть кажется нечего – а всё-таки жаль», которые показывают нам Пушкина, осознающего, что мир его времени не всегда готов признать величие творца.

Стоит обратить особе внимание на цитаты, раскрывающие нам романтическую сторону Пушкина. Например, осенью 1822 года в письме к брату он написал: «Чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия». В этих строках смело и иронично отражается парадокс в отношениях между полами и высмеивается идея власти и контроля в любви.

К слову сказать, молодой Пушкин мог себе позволить и довольно вызывающие строки – например, как в письме к Е. М. Хитрово от 1828 года: «Я больше всего на свете боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств. Да здравствуют гризетки! С ними гораздо проще и удобнее». Это может указывать на его склонность к поверхностным и мимолётным отношениям, а также на его чувство неудовлетворённости или даже страх перед более серьёзными и глубокими эмоциональными связями. Однако в более позднем письме к жене от 8 июня 1834 года Пушкин выражает более зрелый взгляд на любовь и отношения. Он искренне признается перед ней: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».

С приближением 30-летия Пушкин сталкивается с глубокой рефлексией, пытаясь найти смысл в своей собственной жизни. В его словах «Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было передо мною» (письмо К. А. Собаньской от 2 февраля 1830 года) отразились неуверенность и поиск внутреннего покоя. Этот период характеризуется осмыслением прошлого и стремлением к развитию, что является естественным этапом взросления. Его стремление к независимости находит выражение в словах «Деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости» (от 14 июля 1834 года), что свидетельствует о зрелости взглядов Пушкина и понимании ценности свободы.

Наконец, рефлексия об обществе и человеческой мысли завершает наше путешествие через эпистолярное наследие Пушкина: «Нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние». Этими словами из письма П. Я. Чаадаеву (октябрь 1836 года) Пушкин не только раскрывает глубокую обеспокоенность общественными явлениями своего времени, но также демонстрирует роль мыслителя и общественного деятеля.

Мы только мимолётно заглянули в мир Александра Пушкина, но его жизнь и творчество открывают перед нами настоящее приключение. Каждая страница этой книги – это портал в глубины души поэта, где мы можем наблюдать за его волнующими переживаниями, ощутить пульс его времени и почувствовать пламя его страсти. Погрузившись в его мир, мы узнаем, чем он жил, что думал и как любил. Это путешествие обещает быть незабываемым, и оно точно не оставит равнодушным никого, кто осмелится в него отправиться. Итак, в путь!

Александра Емец,
создатель телеграм-канала «Александр Пушкин. Лайфстайл»

Январь



Новый год встретил я с цыганами и с Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной. Она пела песню в таборе сложенную, на голос «Приехали сани»:

Давыдов с ноздрями,
Д – Митюша
Вяземский с очками,
В – Петруша
Гагарин с усами,
Г – Федюша.
Девок испугали
И всех разогнали.
1831 год, январь
31 год
* * *

Кавказский мой пленник кончен – хочу напечатать, да лени много, а денег мало – и меркантильный успех моей прелестницы «Людмилы» отбивает у меня охоту к изданиям.

1822 год, 2 января
22 года
* * *

Я всё ждал, как говорится, минуты вдохновения, то есть припадка бумагомарания. Но вдохновение так и не пришло.

1833 год, 3 января
33 года
* * *

Начнем новый год злословием, на счастие…

1835 год, январь
35 лет
* * *

Баратынской у меня – я еду часа через 3. Обеда не дождусь, а будет у нас завтрак в роде en petit courag (прим. – игра слов: в виде поощрения – немного навеселе). Постараемся напиться не en grand cordonnier (прим. – как большой сапожник) – а так, чтоб быть en petit courag (прим. – немного навеселе), под куражом.

1829 год, 5 января
29 лет
* * *

Деньги, деньги: вот главное, пришли мне денег. И я скажу тебе спасибо.

1831 год, январь
31 год
* * *

Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных.

1830 год, 7 января
30 лет
* * *

Бриллианты и дорогие каменья были еще недавно в низкой цене. Они никому не были нужны. Выкупив бриллианты Натальи Николаевны, заложенные в московском ломбарде, я принужден был их перезаложить в частные руки, не согласившись продать их за бесценок. Нынче узнаю, что бриллианты опять возвысились. Их требуют в кабинет, и вот по какому случаю.


С этой книгой читают
Книга «Чехов. Мысли на каждый день» составлена из фрагментов писем, дневников, записных книжек Антона Павловича. Эти цитаты способны поднять настроение, превратить хмурый день в праздничный, вдохновить на новые свершения, помочь поверить в себя, по-новому взглянуть на привычный мир и, конечно, лучше узнать и понять самого Чехова, чьи мудрость и остроумие удивляют до сих пор.«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодр
Книга «Толстой. Мысли на каждый день» составлена из фрагментов писем, дневников, записных книжек Льва Николаевича. Эти цитаты способны замотивировать, развеселить, помочь переосмыслить жизнь и, конечно, лучше узнать и понять самого Толстого, чьи философские взгляды и самобытность вдохновляют до сих пор.«Изумительно велик этот человек, и поражает он живучестью своего духа, так поражает, что думаешь – подобный ему – невозможен…» – говорил о нем Мак
Самые захватывающие произведения, входящие в «золотой фонд» мировой литературы ужасов. Любители пощекотать себе нервы не должны проходить мимо этой серии! На страницах книг оживут самые страшные ночные кошмары, от древних богов Лавкрафта до ведьм Гоголя. Читатель прикоснётся к древним оккультным тайнам, посетит ужасные и таинственные миры, созданные фантазией великих писателей. Не читайте эти книги на ночь!
В начале 1825 года, в связи с работой Рылеева над поэмой из времен Петра I, Пушкин писал своему брату в Петербург: «Присоветуй Рылееву в новой его поэме поместить в свите Петра I нашего дедушку. Его арабская рожа произведет странное действие на всю картину…».Действительно, «дедушка» Пушкина (на самом деле, прадед) Абрам Ганнибал был во всех смыслах необычной личностью. Сын африканского князя, он был захвачен в плен турками, отправлен в султанский
В Российской империи звание «русский офицер» было не просто обозначением профессиональной либо социальной принадлежности. Звание «офицер» означало принадлежность к особой касте людей, для которых честь и достоинство были дороже жизни. За честь сражались, за нее же и умирали.Во время Русско-японской войны 1904 года ротмистр Валентин Кульчицкий написал «Советы молодому офицеру», которые, по сути, стали кодексом чести русского офицера.Также в книгу
Может ли человек прожить без искусства – не имея возможности видеть картины великих живописцев, слушать музыку гениальных композиторов, читать книги мудрых писателей? Безусловно, может.Но это будет не жизнь, а существование. В чем же сила искусства? Ответ на этот вопрос дают собранные в этой книге мысли знаменитых людей, «властителей дум», тех, чьи гениальные произведения заставляют восхищаться весь мир.
Выдающийся афорист наших дней Борис Крутиер объединил все разнообразие человеческих эмоций в две книги – «Азбука жизни. Крутые мысли». В них можно найти замечательные афоризмы на все случаи жизни. Чего там нет, так это ни занудства якобы «мудрых» мыслей, ни зубоскальства дешевых каламбуров. Зато в книгах много откровенно смешных мыслей, немало грустных, но неизменно ироничных и парадоксальных, тонких и точных размышлений о «времени и о себе». А е
Советская эпоха в высказываниях ее лидеров – пафосных и державных, а зачастую смешных и остроумных.
Эта книга обо всём на свете. Разные люди высказывают свои мысли на самые разные темы. Получилось так, что авторы афоризмов, собранные из разных эпох и народов, не только дополняют друг друга, но и спорят между собой. И каждая тема, каждое понятие становится от этого объемнее, точнее, интереснее. Важно, что короткие высказывания зачастую вызывают улыбку и запоминаются чем-то неожиданным и добрым. Тем и хороша эта книга. Её можно открыть на любой с
Молодой парень из провинциального российского города, у которого умирают родители, переезжает в Израиль. Здесь он пытается приспособиться к новым реалиям, вписаться в израильское общество, найти себя. За короткий срок юноша проходит через множество мест работы, депрессию, едва не спивается, почти становится наркоманом, но выбирается из этой ямы, чтобы вернуться в Россию, борясь за квартиру, которую пытаются отобрать дальние родственники. Повество
История отношений наших героев подобна небрежно сшитому лоскутному покрывалу из обрывков чувств, слов и воспоминаний, из переплетённых сюжетных швов. И если меня спросят, какого цвета это покрывало, я непременно отвечу – оно красное. Красное, как цвет вина, как цвет любимых губ и любовной печали, как цвет крови на руках…
Этот рассказ про детектива-новичка, которому очень повезло при расследовании дела. Где он ещё и нашёл свою любовь.Балдёжно – хорошо;Жмурики – трупы;Работу работай – иди работай;
Выдающийся востоковед, арабист, исламовед, академик Российской академии наук Игнатий Юлианович Крачковский (1883–1951), оставил богатейшее творческое наследие. Его перу принадлежат более 500 печатных трудов, десятки неопубликованных рукописей, научных докладов и лекций. Книга «Над арабскими рукописями» дает нам уникальную возможность узнать больше о жизни, работе и научных открытиях этого талантливого ученого.