Посвящается родным – драгоценному моему папе Дмитрию Борисовичу; свету очей моих, мужу Оресту и прекрасной дочери Розе, которые были и остаются моими ангелами, очагом добра и тепла, опорой, поддержкой и стимулом в жизни и воле к победе.
Многим сейчас трудно. Каждый человек отражает мир, а мир – нас. Я использую принцип: меняй себя, и мир изменится. Принцип заложен в книге Библии, которую я полюбила с 14 лет. Нужно лично брать ответственность за происходящее на любом этапе жизни.
В книге хочу рассказать о том, почему для меня Россия – страна возможностей, как среди негативных событий остаться чистым душой и позитивным.
Убеждена: только мы на 100% отвечаем за собственную жизнь и все, что в ней происходит. Я продолжаю идти дальше и готова помогать тем, кому трудно.
Если моя книга замотивирует хотя бы одного, это уже – победа! И тогда, вероятно, что этот человек тоже поддержит и замотивирует следующего. Пытаюсь никого не осуждать, но и я ошибаюсь порой в силу человеческого несовершенства.
После кризиса люди начинают дорожить благоустроенностью. Только потеряв прежний уровень удобств, радуешься возвращению в твой быт простых радостей – возможности купить косметику, платье, натуральную еду, заказать такси… Имея все это, мы привыкаем и уже не ценим.
Не стоит перекладывать ответственность на судьбу, правительство, природу, погоду и т.д., искать виноватых! Если мы научимся осознанно относиться к жизни, то она откликнется взаимностью.
Мой пример, возможно, даст людям стимул и мотивацию не столько к достижению успеха, сколько к самой жизни. Эта книга – не про успешный успех, а про жизнь.
Война и политика нагрянули в мой дом внезапно, далее пришлось преодолеть тернистый путь выживания в статусе «временное убежище» в России:
– я работала юристом и руководителем контрактной службы (госзакупки);
– коррумпированные госслужащие пытались меня втянуть в преступные схемы, но я выбрала жизнь по закону и получение гражданства в России. Мне было с местными чиновниками не по пути;
– получала угрозы от областного депутата-сына местного микро олигарха;
– против меня заказывали провокации, чтобы посадить за взятки;
– чиновники «повесили» админштрафы на 100 тыс. руб. за несуществующие нарушения ФЗ-44 (истинной причиной послужил мой категорический отказ от участия в преступной схеме);
– я упорно боролась за свои права в судах всех инстанций, но на судей давили, и выиграть споры было невозможно;
– безуспешные попытки властных чиновников испортить мне трудовую книжку, но меня незаконно уволили по статье «отсутствие образования»;
– неправосудные судебные решения я не исполняла, штрафы не погашены до сего дня;
– окончательно ушла во фриланс, успешно осваиваю удаленную работу. Хочу помочь движению наставничества для сирот России (зацепила меня эта важная тема).
Будут также советы о том, как начать работу в копирайтинге, как выжить беженцам.
Моя книга будет интересна:
– юристам от студентов до профи;
– тем, кто присматривается к удаленной работе, но боится пробовать или не знает, с чего начать;
– фрилансерам (найдете со мной что-то общее);
– тем, кто планирует переехать в Россию из ближнего зарубежья;
– беженцам с Украины и других стран;
– общественным деятелям;
– неравнодушным гражданам, которые заботятся о будущем своих детей и России;
– всем, кто меня знает лично.
Материал эксклюзивный, ранее нигде не издавался, кроме части о копирайтинге, которая печаталась в блоге биржи «Миратекст».
Часть первая. Обычная жизнь юриста (до войны на Донбассе)
Оглядываясь назад, вспоминаю родительский дом в небольшом шахтерском городе Свердловске Ворошиловградской (Луганской) области, мое счастливое советское детство: уличные игры, вечно грязные коленки и локти, любовь к мячу, палкам и прочим развлечениям, которые радуют обычно мальчишек. В куклы играть я не любила. Пистолеты, палки, мячи – вот мое детское царство.
Вспоминаются пионерские лагеря на речке Северский Донец, выезды на природу всей семьей – в заповедник «Королевские скалы» на мотоцикле «Ява» с коляской. Забудется ли вкус мороженого «Пломбир» в стаканчике? А вкус спелой шелковицы с деревьев у соседей? Чернильного цвета рот и пальцы от ее сока? Весело и вкусно.
Набегавшись возвращаешься в дом, а там – запах маминой выпечки… Вдыхаешь всей грудью и чувствуешь: «Вот оно счастье!» Простое и настоящее человеческое счастье – когда тебя ждут дома, все живы, на столе вкусняшки, и ты занимаешься целый день тем, чем захочешь.
Все лето – бесконечные игры с детьми на улице в «Казаки-разбойники», «Квадрат» (мячом), велосипеды, с девчонками – «Классики», «Резиночки»… Ты помнишь, дорогой читатель, в какие игры мы тогда играли? Помнишь, если ты моего возраста примерно…
Я знала каждый куст, каждое деревце – все это было мне дорого, мило, потому что родное, свое…
В школе я любила гуманитарные предметы, играла главные роли в школьных спектаклях, рисовала, пела, танцевала, учила французский. Мама всячески способствовала раскрытию моих талантов, очень много меня хвалила, поддерживала в начинаниях. Я росла в родительской любви.
Учитель русского языка мне советовала поступать на филологический, но в 9 классе меня заинтересовало правоведение (предмет назывался – «ОГП» – «Основы государства и права»). В 10 и 11 классе я училась в классе с углубленным изучением истории и права, что стало своеобразной подготовкой к дальнейшему поступлению в техникум на «Правоведение».
Три года подряд (с 9 по 11 класс) я занимала первые места в городе на межшкольных олимпиадах по праву. Окончила Луганский политехнический колледж по специальности «Правоведение» с синим дипломом – до красного не хватило одной «пятерки». Но это мне никогда не мешало получать работу по специальности.
Работодателей всегда интересовало, что конкретно я умею делать, а не цвет диплома и количество лет обучения. У меня была привычка – приносить на собеседование диплом с вкладышем, чтобы руководитель мог посмотреть оценки, за которые мне не было стыдно.
Совет начинающим юристам: на первом собеседовании вы еще не расскажете о выигранных судебных делах, но показать вкладыш с оценками, серьезность намерений, планов по профессиональному развитию вы можете. Если руководитель увидит в вас потенциал, то, вероятнее всего, возьмет на работу. Излучайте уверенность, показывайте решительный настрой!
Были лихие 90-е… Работу в Луганске искала сама. Первое трудоустройство требовало от меня огромного терпения: директора долго не было, я прождала под дверью его кабинета 4 часа. Присесть было не на что. Я прогуливалась по коридору, когда меня изучали офисные сотрудники. Они с любопытством относились к моей настойчивости.