– Светлана, Вы хотели бы поехать в Иерусалим? – спросил меня однажды наш настоятель.
– Да! Я и мечтать о таком не смела! Это же очень дорого и нужен загранпаспорт. У меня его нет.
– Это сейчас делают очень быстро. В данный момент я не могу ехать, поэтому назначаю Вас своим заместителем в паломнической службе, а Вы привезете мне подробный отчет, – инструктировал меня батюшка, пока я пыталась себя ущипнуть, чтобы проснуться.
На самом деле просыпаться я не хотела. Кто же откажется от такой возможности в своей жизни? Кроме городов нашей Родины я нигде не была. Шепетовка и Киев в четыре годика не считается, ничегошеньки не помню. А тут вдруг поездка по легендарным местам, где ступала нога Самого Спасителя! Со всем рвением я стала готовиться к поездке. Путевка была просто грошовая (шестнадцать тысяч рублей). Мне оставалось только получить паспорт, взять билет до Москвы и обратно.
Конечно, мне дали множество записок для поминовения, списки покупок в Duty Free, и на расходы копеечку. Как ни странно, родители не стали меня отговаривать. Девушка я уже взрослая. Могу за себя постоять. Безусловно, мама станет ужасно переживать, но это же не причина отказаться от заманчивого приключения?
И вот я в огромном зале московского аэропорта. Нас проверяют на вшивость. В очереди идут разговоры о том, что можно и что нельзя везти с собой в Израиль.
Наш самолет приближался к одному из самых древних городов. Тель-Авив. С высоты это выглядело просто потрясающе. Ни в какое сравнение не идет с нашими сумбурными застройками и нагромождением архитектуры. Все чинно и благородно. Это сразу бросалось в глаза. Четкие линии, продуманные амфитеатры и изящные композиции из множества аллей. Везде зелено и чисто.
Сейчас это процветающий туристический центр, благодаря своей истории.
Нас встретила приветливая и деловая Даша, – это наш гид на время поездки. С серого неба падал противный дождик, но он не мог испортить нам хорошего настроения. Зонтики мы с собой не брали. Здесь они стоят где-то десять шекелей. Доллар равен трем с половиной шекелей. Я не сахарная, и мне нравится дождь. Обойдусь без зонта.
Машины почти все белые
На улицах, вместо наших привычных тополей, высятся раскидистые пальмы. Машины почти все белые.
– Как же у них тут автомойки выживают? Небось все разорились.
Рядом со мной в автобусе сидела полная женщина с открытым русским лицом. Одета по-дорожному, то есть, как капуста, в несколько одежек, где самая верхняя – рубашка в клетку. Даша велела всем участникам поездки хорошенько запомнить, кто сидит на соседнем кресле, так как есть вероятность потерять попутчика. Нужно бдительно следить, все ли сели в автобус, и поднять тревогу, если рядом не окажется вашего товарища.
По дороге до Иерусалима Даша рассказывала про фирмы их конкурентов – «Ковчег» и «Радонеж». Отметила, что водители в этих компаниях работают мусульмане. Не то, что у нас. Наш водитель Эмиль православный, как и все водители, кто сотрудничает с Московской Патриархией. Христиан здесь пренебрежительно называют «назаряне». Сразу упомянула, что к стене плача мы не поедем. Там молятся иудеи, и плачут о разрушенном Храме.
– А как же мы записки туда положим? – спросила моя соседка, Людмила из Чувашии.
– Что Вы! Какие записки? Это же язычество! – в салоне все засмеялись.
– Наши желания останутся неисполненными…
– Не переживайте, завтра мы посетим два места для записок. Приложимся ко Гробу Господьню и посетим Спасо-Вознесенский монастырь, – успокоила нас Даша.
Мы проехали мимо Алого поворота, где раньше разбойники убивали паломников. Он их крови поворот получил свое название. После такой истории я сразу почувствовала себя счастливой от того, что безопасно путешествую в комфортабельном автобусе. Хотя разбойники здесь еще сохранились. На улицах, где торгуют разными сувенирами и безделушками, нам посоветовали следить за сохранностью своих сумок. Один или несколько бойких горластых продавцов отвлекают ваше внимание, а их подельники тем временем облегчат вашу мошну на некую сумму, вами не запланированную.
По дороге нам встретилась деревушка Эммаус, которая упоминается в евангелии от Луки. Скоро доберемся до самого Иерусалима. В городе живет 970 тысяч жителей, не такой уж большой – 270 квадратных километров. По каким-то соображениям христианам здесь не дают гражданство.
– Не забудьте, что полицейский – наш помощник и друг. Если вдруг заблудитесь, смело подходите и обращайтесь за помощью, – экскурсовод давала нашей группе необходимые инструкции.
В теплоте салона укачивало и клонило в сон. Мы устали от перелета и ждали, когда нас заселят в наши номера, чтобы мирно отойти ко сну. Как вдруг… Даше кто-то позвонил на мобильный.
– Разведка донесла, что сегодня на Гробе Господне будет ночная служба, – огорошила нас гид сногсшибательной новостью. – Кто хочет причаститься?
старинные улочки Олд Сити
Сон мигом слетел с наших уставших очей, все единодушно согласились еще несколько часов бодрствовать. И вот мы с группой пробираемся по старинным узким улочкам Олд Сити к месту славного Воскресения! Вошли через Дамасские ворота.
Дамасские ворота
Новые впечатления, восторг от тишины ночного города и, разумеется, адреналин придает усталым путникам силы. Помню, что в Олд Сити, проходя мимо закрытых на ночь лавочек и ларьков, мы повстречали очень важную разъевшуюся кошку. Даша пояснила, что здесь их очень много.
кошка из Олд Сити
Очнулась я уже во дворе храма. Ничего похожего на наши церкви нет и в помине. Даже непонятно было, куда надо заходить. Лишь зайдя внутрь храма, мы ахнули от открывшейся нам красоты. Высокие своды потолка, мощные колонны, множество зажженных лампад, приятный запах незнакомого ладана.
камень миропомазания
Литургию служил самарский владыка. Кроме нашей группы в храме больше не было туристов. Мы на радостях подходили и подходили ко Гробу Господню. Конечно, без толкотни и с благоговением. Опускались на колени и, прислонив голову ко мраморной плите, тихонько молились.
Завтра утром в гостинице завтрак в девять часов. И надо быть готовыми к десяти, чтобы поехать на гору Елеон.
Поселили нас в двухместные номера. Жить со мной в одном номере выпал жребий Вере. Тихая и добродушная девушка с правильными, но не яркими чертами лица. Как только мы поднялись на свой этаж и вошли в номер, я стала бурно выражать свой восторг от обстановки, мебели, мягкого освящения и удобств нашего временного пристанища. Кровати аккуратно заправлены чистым и сухим бельем. Милые занавески на гардинах. В совмещенном санузле неплохая ванна и огромное зеркало на полстены. Даже есть фен для волос! Сантехника в отличном состоянии. Если такие условия есть во всех отелях на четыре звезды то, что за красота творится, где пять звезд?