Посмотрите на лес, сначала вы увидите обычные вещи: деревья, цветы, кочки, поросшие мхом, мелких насекомых и тому подобное. Но как только глаз станет острее, вы заметите кое-что более странное, а именно: маленький красный плащ, развевающийся на ветру.
А присмотревшись повнимательнее, заметите, что плащ развевается на маленьком-премаленьком мышонке. Это Бесстрашный Полевой Мышонок, великий-превеликий герой. Велик он, конечно, не ростом, потому что мышонок меньше самого маленького мышонка, если такое вообще возможно. И велик не подвигами своими – он, видите ли, совсем недавно встал на путь героя и ещё не успел совершить великих дел. Зато велики его планы, так как они по-настоящему геройские.
А если прищуритесь и вглядитесь повнимательней, то увидите рядом с Мышонком смешного и ещё более мелкого зверька. Это Землеройка, его умный и ловкий помощник. Эта геройская парочка бросила свои уютные норки, оставила позади всю прошлую жизнь и отправилась навстречу неизвестности.
– Надо отдаться на волю судьбы. Думаю, там мы и найдём геройские приключения, – размышлял Мышонок, беззаботно прогуливаясь по лесной тропинке.
– Я-то геройскую заварушку хоть сейчас могу устроить, – ответил Землеройка. – Могу, например, отвесить пинка младшему сыну сороки, который вчера дразнил медлительных кротят. Я бы и кротам наподдал, чтоб ползли быстрее! – рассмеялся Землеройка.
– Не знаю… не уверен, что это будет геройский поступок, – с серьёзным видом ответил Мышонок.
– Но геройский урок я этому птенцу всё-таки преподам, в самом уважительном смысле слова, – продолжал Землеройка, довольный своими проектами.
Так и прогуливались друзья без особой цели, предполагая, что ту самую цель и смысл они найдут в конце пути. Они шли через открытые луга и тёмные чащи, в которых солнце, казалось, скрылось навсегда.
Но тут тропинка оборвалась – Мышонок и Землеройка вышли на берег маленького ручья. Чуть вдалеке стоял паром, сделанный из обломков доски и бутылочных пробок. Это была очень непонятная конструкция, прямо скажем, развалина. На берегу с веслом под мышкой спал зачуханный кузнечик.
– Наверное, паромщик, – решили Мышонок и Землеройка.
Геройская парочка подошла к Кузнечику спросить, не переправит ли он их на другой берег. Кузнечик приоткрыл глаза и зевнул. Зевал он так глубоко и долго, что друзья испугались, не лишится ли он чувств. Затем Кузнечик встал, покачнулся на длинных ножках, опять уселся и чуть было снова не заснул. Землеройка рассердился и постучал маленьким кулачком по голове Кузнечику.
– Уважаемый Кузнечик! Не знаю, как у вас, но там, откуда мы пришли, день уже в самом разгаре, и спать тут не годится. А кроме того, на той стороне ручья у нас великие дела, они не будут ждать, пока вы выспитесь.
От этих слов Кузнечик подскочил и запрыгал к парому.
– Да, конечно, повезу, конечно, повезу, и повезу, и погребу… – пробурчал он, отвязывая канат от колышка. Не заметив, что пассажиры-то не сели, Кузнечик погрёб вперёд.
Деваться некуда, пришлось Мышонку и Землеройке прыгать на паром. Мышонок в развевающемся плаще побежал и смело Т прыгнул на медленно отплывающий паром. Приземлился он мордочкой на доски.
– Какой скачок! – пробормотал Мышонок, страшно довольный собой.
Землеройка легко прыгнул на паром, мягко приземлившись на лапки. Тут уж он высказал Кузнечику всё, что думал о его работе. Кузнечик слушал молча, а в уголках глаз у него собрались слёзы. Мышонок это заметил – он вообще был очень внимателен и подмечал такие тонкие детали. Мышонок ткнул товарища коготком, и тот сразу понял, в чём дело, он и правда был очень умён.
– На самом деле, ужасно хорошо, что ты нас подвёз. Ты, Кузнечик, – настоящий профессионал, – сказал Мышонок.
Добрые слова пробудили Кузнечика от сонной задумчивости, и он впервые взглянул на своих попутчиков.
– Я паромщик в пятом поколении, – сказал он и так глубоко вздохнул, что чуть не свалился в воду.
Мышонок и Землеройка схватили Кузнечика за ноги и еле удержали его в стоячем положении.
– Мне всё-таки кажется, что ты немного устал, – заметил Мышонок.
– Ах, я просто сгорел на работе, – вздохнул Кузнечик.
Кузнечик бросил грести и уселся на край парома. Землеройка заметил, что теперь их уже нёс ветер. Он пришёл в восторг от этой мысли и не стал ничего делать. А Кузнечик продолжал свои грустные речи:
– Дед мой попал в беду, с тех пор все кузнечики работают без выходных. Мы гребём с утра до вечера, а иногда даже ночами. Наша жизнь уныла и грустна.
– Слишком уныла и грустна, я бы сказал! – воскликнул Землеройка. – А что, если ты прямо сейчас возьмёшь выходной?
– И речи быть не может, – печально ответил Кузнечик. – Маэстро Жук Младший не позволит, он тут же узнает, если паром остановится.
– А кто такой этот Жук Младший? – спросил Землеройка. – Одно имя мне уже не нравится.
– Нельзя судить по имени, – вмешался Мышонок, но и у него закралось нехорошее подозрение.
– Маэстро Жук Младший – прапрапраправнук Маэстро Жука Грозного. Именно с этим-то Жуком Грозным у моего прадеда и вышла ссора, – ответил Кузнечик.
Он был так рад вниманию, что открыл душу и решил поведать всю свою страшную историю.
– Всё так ужасно! Видите ли, старый Кузнечик по ошибке уселся на цилиндр Маэстро, спутав его с табуреткой, и разгорелся невиданный скандал!
Кузнечик задумался, посмотрел на мчащийся мимо берег и даже не понял, что растительность была совсем не та, что у его причала.
– И вся эта шумиха привела к тому, что Жук вызвал моего прадеда на поединок. Я могу только догадываться, что в тот момент чувствовал бедный старый Кузнечик. Кузнечики – миролюбивые и нежные существа, они не терпят сильных потрясений.
При этих словах Кузнечик всхлипнул.
– Раньше все в моём роду были восхитительными скрипачами, а сейчас мы служим жукам. Так будет, пока кто-нибудь из нас не решится вызвать предводителя жуков на поединок. Но этому не бывать, потому что среди кузнечиков нет бойцов.