Роберт Лайелл - Путешествия англичанина по России, Крыму, Кавказу и Грузии в XIX веке

Путешествия англичанина по России, Крыму, Кавказу и Грузии в XIX веке
Название: Путешествия англичанина по России, Крыму, Кавказу и Грузии в XIX веке
Автор:
Жанры: Зарубежные приключения | Книги о путешествиях
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Путешествия англичанина по России, Крыму, Кавказу и Грузии в XIX веке"

Роберт Лайелл (1790-1831) – шотландский хирург, доктор медицины, естествоиспытатель, ботаник и путешественник. С апреля по август 1822 года он путешествовал по Крыму, Грузии и южным провинциям России, а позже в Англии опубликовал две книги: «Характер русских и подробная история Москвы» (1823) и «Путешествия по России, Крыму, Кавказу и Грузии» в двух томах (1825). В них нашли отражение его жизненный опыт в России и знание языка, нравов и обычаев народов.

Роберта Лайелла в путешествии интересовало всё: экономическое положение, климатические условия, торговля, искусство, быт, обряды, традиции народов. Он восхищался еще недостроенным кафедральным собором в Симферополе, посещал татарские кофейные дома и бани, большое внимание уделял красотам природы и устроению садов. В пути он вел записи, где подробно описывал города и села, нравы и обычаи местных жителей. Не удержался автор и от критики административных порядков в России, засилья чиновников и повсеместной коррупции.

На примере дневниковых записей Роберта Лайелла читатель сможет понять, какими видели Россию, Крым и Грузию иностранцы почти 200 лет назад, что поражало их воображение, чем они восхищались.

Книга снабжена редкими гравюрами и рисунками начала XIX века.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Путешествия англичанина по России, Крыму, Кавказу и Грузии в XIX веке


© В. Максимова, сокр. пер., 2024

© ООО «Издательство «Этерна», издание на русском языке, 2024

Предисловие

Год назад, когда я опубликовал книгу «Характер русских. Подробная история Москвы», я волновался, как примет эту работу британская общественность, чье мнение я всегда буду уважать, и следует ли мне продолжать свои литературные труды. Воодушевленный добрым приемом, я вскоре после этого опубликовал «Отчет об организации, управлении и состоянии вооруженных сил колоний России». Эта брошюра вызвала всеобщее внимание. В этих обстоятельствах я снова осмеливаюсь просить снисхождения теперь к этому изданию.

Считаю необходимым проинформировать, что, в то время как меня публично обвиняли в суровости по отношению к русским, мои лучшие друзья упрекали в беспристрастности по отношению к ним. Из двух частей книги первая, «Характер русских», была в основном одобрена дома, в то время как вторая, «Подробная история Москвы», получила признание на континенте.

Прожив несколько лет в России и познакомившись с языком, обычаями и нравами ее жителей, я настойчиво искал возможности попутешествовать по югу этой обширной империи. Я основательно подготовился к этому, изучив и переведя лучшие русские описания страны, городов, деревень, которые рассчитывал увидеть. Когда я почти отчаялся осуществить свою мечту, мое желание неожиданно исполнилось. Два итальянских дворянина, маркиз Пуччи и граф Салазар, и английский джентльмен, эсквайр Эдвард Пенрин, прибывшие в Москву в 1822 году, решили предпринять путешествие в южные провинции России и хотели нанять человека, кто мог бы помочь им, так как они испытывали неудобства из-за незнания языка и отсутствия медицинской помощи, поэтому я был нанят в двойном качестве – переводчика и врача. Отдавая должное этим джентльменам, я должен сказать, что они не участвовали в создании этой рукописи.

Наблюдения и мнения принадлежат мне, и я прошу четко понимать, что я один несу ответственность за каждое предложение в этой работе. Считаю необходимым заявить это, потому что император Александр выразил свое неодобрение по поводу моей книги о русских и сказал, что «она написана враждебно к России, ее правительству и всему русскому народу, поэтому Его Императорское Величество оскорблен тем, что я посвятил эту работу ему». Но я могу честно сказать, что ни один человек не испытывает меньшей враждебности к России. Кто прочитает эту книгу непредвзято, поймет, что я больше всего стремился воздать должное русским. Хотя я смело высказал свое мнение об их несовершенствах, ошибках и пороках, я не утратил своего уважения к их добродетелям и хорошим качествам. Я неизменно защищал нравственность и религиозность русских и столь же настойчиво показывал их пороки. Если, исходя из фактов, изложенных в «Характере русских» и в этих томах, публика, вопреки мне, посчитает, что общая сумма недостатков, если можно так выразиться, присущих этому народу, велика, то самым серьезным образом прошу отметить, что я старался быть объективным и многое оправдывал обстоятельствами жизни. Если я не заслужил похвалы Его Императорского Величества Александра, то сожалею об этом. Я был бы очень рад одобрению Государя, кого можно считать величайшим благословением и украшением своей страны.

Неодобрение моих работ русскими было ожидаемым. Конечно, я имею в виду высшие слои общества. Основная масса населения, крестьянство, вероятно, никогда и не услышит моего имени, хотя именно они вызывали много моего внимания. Их положение рабов всегда будет глубоко интересовать христианина, филантропа и государственного деятеля, и я льщу себя надеждой, что представил это в новом и истинном свете.

Настоящая работа озаглавлена «Путешествия…», но следует сказать, что помимо наблюдений, сделанных в пути, я вставил много других, которые накопил до поездки, добавил некоторые сведения, полученные еще в Лондоне более года назад, а также использовал различные сообщения из государственных газет, чтобы дополнить наши знания о России.

Так как я был в составе группы путешественников, то часто использовал местоимение «мы», потому что мне казалось неуместным использовать личное местоимение в единственном числе. В других случаях я пишу «мы», когда полагаю, что читатель сопровождает меня и разделяет мое мнение. Но независимо от того, используется «мы» или «я», всегда следует понимать, что я выражаю свое собственное мнение.

В написании русских слов я комбинировал такие буквы английского алфавита, чтобы они как можно ближе воспроизводили звучание оригинальных слов, в большинстве из которых я ставил ударение, чтобы быть еще более полезным для путешественников.

Следует помнить, что путешествие по России – это не то же самое, что путешествие по Греции, Италии или даже по большинству стран Европы, где постоянно появляются объекты, достойные описания. За исключением Крыма и берегов Киммерийского Босфора[1], мы не встретили ничего, что вызывало бы ассоциации с греками или римлянами. Интересные объекты широко разбросаны по обширной Российской империи, и путешественник, как правило, довольствуется тем, что скачет галопом по разделяющей их местности со всей возможной быстротой.

Я не могу завершить это предисловие, не выразив своей благодарности за многочисленные знаки доброты и внимания ко многим людям в России, имена которых было бы неосмотрительно упоминать. Я никогда не забуду русского гостеприимства и щедрости. Те, кто доверил мне свои секреты и, возможно, свое счастье, могут быть уверены, что их никогда не предадут. Что касается русских, то я не питаю к ним никакой неприязни, хотя мне нравятся лишь немногие из них. Я всегда буду помнить как хорошие, так и плохие их качества и искренне желаю им исправиться. Каждая христианская душа должна желать совершенствования своих нравственных устоев, что считается лучшим проявлением религиозного человека.

Роберт Лайелл, Лондон, 24 декабря 1824 года

I

Часть

Глава 1

Выезд из Москвы – Коломенское – Царицыно – Подольск – Высеченные изображения – Екатерина II и граф Мамонов – Село Молоди – Критика в адрес доктора Кларка – Лопасня – Воскресный рынок – Семеновское – Иллюстрация русского национального характера – Генерал Нащокин – Минеральные воды в Семеновском – Серпухов – Любопытные обычаи – Река Ока – Волоть – Почтмейстерская уловка – Тула

10 апреля 1822 года, когда были сделаны все приготовления к долгому путешествию, наша подорожная[2] была должным образом зарегистрирована на почте, и смотрители, согласно обычаю, получили вознаграждение за свои хлопоты. Вскоре мы доехали до шлагбаума с часовым, что помешало нашему продвижению. Один из слуг спустился к дежурному офицеру, получил подорожную, внесенную в специальную книгу, и дал ему деньги на выпивку. Затем нам разрешили ехать, и мы оставили Москву позади.


С этой книгой читают
«Вечность, таинственный предмет наших размышлений, как легко мы забываем тебя, когда опасность не угрожает нашей жизни!Этим восклицанием решаюсь я начать свое жизнеописание. Я не выдаю его за новое; но беру на себя смелость наперед сказать моим читателям, что оно удивительно идет к делу и всегда первое приходит мне в голову, когда гляжу я на прошедшее, на те дни, которые были так полны тревоги, любви и превратностей судьбы человеческой…»
In Francoise de Chambord “Fleur's Adventure Around the World”, a courageous and dreamy heiress from the noble de Chambord family, unfolds. Discontent with the confines of aristocracy, she ventures far beyond, from Paris's lively lanes to Japan's tranquil shrines, New Zealand's wild terrains, and Egypt's ancient wonders. With each land traversed, Fleur's voyage becomes a profound odyssey of self-discovery, resilience, and the forging of deep conne
Впервые в России мемуары Брэда Вецлера – редактора популярного американского журнала о природе Outside. Именно он отправил в трагическую экспедицию на Эверест писателя и журналиста Джона Кракауэра, автора бестселлера «В разреженном воздухе», о чем и рассказывает в своей книге.Вы узнаете о пути, который прошел автор, чтобы найти смысл жизни, о путешествиях по самым священным местам мира и, конечно, о забавных приключениях. У вас будет уникальная в
В 1995 году наш мир изменился навсегда. Вышел легендарный «Евангелион». Захватывающая история жизни Синдзи Икари покорила сердца миллионов. Герои оказались архетипичны для современности: их типажи одновременно древние, вечные, как сам человеческий род, но и современные. Несгибаемая воля Аски, совершенная верность Рей, сомнения Синдзи, жизнелюбие Каору…Герои Евы узнаваемы в каждом из нас, мы встречаем их повсеместно.Это аниме про каждого из нас.Од
История западных славян, занимавших значительные территории современных Австрии, Германии и ряда других европейских стран, вызывает всё больший интерес, доступных книг на эту тему очень немного, причём какие-то из них узкоспециальны, а какие-то спекулятивны. Между тем вопрос активно изучали отечественные историки XIX столетия. Одна из обобщающих работ, которые посвящены преимущественно ободритам (бодричам) и лютичам, их борьбе за независимость от
Э. Хара-Даван – прославленный калмыцкий врач, общественный деятель и просветитель первой половины XX века, яркий представитель так называемого евразийства, философско-политического направления, сторонники которого придавали особое значение связи России с кочевыми империями Евразийских степей. Именно здесь они видели истоки многих характерных особенностей уклада и менталитета русского народа. Особую роль в начале этого процесса сыграл, вне всяких
Тёмное фэнтези, тесно переплетённое с физической реальностью конца XX, начала XXI века.
Михаил Кокоричев, автор популярного книжного цикла, проснувшись в гостинице, обнаруживает в постели незнакомую блондинку. Женщина утверждает, что она его жена. Однако Михаил не верит ей и опасается, что с его настоящей супругой произошло несчастье.