Путешествие – это не обязанность и не необходимость. Никто не заставляет путешествовать и без них можно спокойно прожить (действительно, намного спокойнее, чем с ними!). По статистике, 85% людей проводят всю жизнь в радиусе 50 км от места рождения. И прекрасно живут, не жалуются. Зачем же тогда все же кто-то занимается совсем ненужным делом, тратит на него свои время и деньги?
Первый и самый распространенный мотив для путешествия – желание отдохнуть (от обычной жизни) в красивых местах или просто хорошо и весело провести время. В этом случае хочется, чтобы все было хорошо спланировано и организовано, без неожиданностей и экстрима. Других тянет в дорогу романтика странствий. Ее воспевают в поэмах, описывают в приключенческих романах, в показывают в фильмах. Под их влиянием и возникает желание отправиться в дорогу, чтобы открыть что-то новое. Пусть не новый континент или хотя бы остров, как в эпоху Великих географических открытий, но что-нибудь действительно необычное или чудесное. Путешествия еще и прекрасный способ усовершенствовать свои профессиональные знания, навыки и опыт в необычных условиях. Для многих путешествия – это не хобби, а профессия. Фотографы и видеооператоры, тревел-райтеры и авторы путеводителей, организаторы авторских туров путешествуют уже не для собственного удовольствия (вернее, не только для него). Есть и те, кто отправляется в путь, чтобы совершить что-то героическое – закалить свою волю и организм, преодолевая трудности, установить рекорд или пройти по еще никем не пройденному трудному маршруту. Таких людей немного, но они есть. Для кого-то путешествия – это детская мечта, которая стремится к своей реализации. Есть люди, которые планируют в корне изменить свой образ жизни. Стать профессиональным путешественниками или бродягами. Бывает и так, что все достало – все время звонят, достает начальник или подчиненные. Поневоле хочется удрать далеко-далеко от всех – туда, где никто не достанет. И наконец, есть желание проставить галочки, отметиться в максимальном количестве стран. Примерно также как филателисты коллекционируют марки, а филокартисты – открытки. Не всегда осознаваемый, но важный мотив – путешествие в поисках своей второй половинки. Именно во время поездки есть прекрасная возможность познакомиться с людьми, с которыми никогда бы не пересекся в обычной жизни. Да и отношения развиваются быстрее – ведь день за один день в пути происходит больше событий, чем за неделю обычной жизни. Можно завести яркий и ни к чему не обязывающий курортный роман или найти партнера на всю жизнь.
И все эти люди, независимо от мотивов, побуждающих их в дорогу, сталкиваются с необходимостью решить чисто технические проблемы: определить цель поездки, ее бюджет, длительность, выбрать наиболее подходящий вид транспорта, обеспечить питание и крышу над головой, избежать опасностей и найти попутчиков.
Путешественники и туристы
У Теффи есть рассказ «Путешественник», действие которого происходит в поезде. В вагоне ехали двое: помещик и путешественник. Через два часа совместного путешествия спутники разговорились. Путешественник взялся рассказывать о поездках верхом на верблюдах, о чудесах и достопримечательностях. Но помещика они не впечатлили: «Я вот четыре часа в вагоне, и то в голове стучит! … Вот позавчера мельнику брусом ногу придавило. Все село сбежалось глазеть. А я даже и не подумал пойти. Очень мне нужно. Всего не пересмотришь». Удивительно верно подмечено. Ведь именно праздное – с точки зрения нормальных людей – любопытство и отличает путешественников от домоседов.
Любопытные люди были всегда, но путешественников в древности не было. По самой банальной причине. Поездки даже на небольшие расстояния требовали много времени. Даже представителям эксплуататорских классов нельзя было запросто покидать родной дом, чтобы странствовать годами в свое удовольствие. Вот и приходилось совмещать приятное с полезным. Те, кого мы сейчас назвали бы путешественниками, вступали в армию или ехали за море торговать. Так, например, Одиссей – типичный представитель воинов-удачи; Синбад-мореход – торговец, как венецианский купец Марко Поло или наш Афанасий Никитин.
Массовая тяга к перемене мест – не народов, целиком перемещавшихся с места на место, а одиночек, которых стало так много, что они слились в один мощный поток, проявилась после окончания периода Крестовых походов. Не каждый мог стать солдатом или купцом. Но все европейцы были христианами. После того, как церковь объявила паломничество к святым местам богоугодным делом, сотни тысяч людей сорвались с насиженных мест и отправились в путь. Аналогичная ситуация и в других мировых религиях. В исламе и буддизме также паломничество к святым местам считается делом богоугодным.
Первые праздные путешественники, перемещавшиеся с места на место без очевидной практический или духовной необходимости и не стеснявшиеся открыто заявлять об этом, появились в самом начале XVII века. Жюль Верн в книге «История великих путешествий» отмечал, что «Пьетро делла Валле – первый из плеяды путешественников-туристов, пускавшихся в странствия главным образом из чистого любопытства» – речь идет об итальянском дворянине, который в период с 1614 по 1626 год побывал на Ближнем Востоке, в Багдаде, Персии, Индии. У него были последователи. Но туризм как массовое явление, возник только через два столетия.