Насколько себя помню я всю жизнь играл в футбол, начиная с раннего детства, в далёком леспромхозном посёлке и по нарастающей – первенство района, города, области и заканчивая ветеранскими турнирами.
Я многократный чемпион и обладатель кубка района, а также победитель и призёр различных областных соревнований и поэтому большинство моих друзей, так или иначе, связаны с футболом, и когда вышли книги моих воспоминаний о детстве и об армии часто слышу от них вопрос – почему ты не пишешь о футболе?
Во-первых, это неправда, даже в книге об армии, а я служил в Арктике, есть несколько рассказов о футболе, а уж в книге о детстве они там постоянно чередуются. Во-вторых, как писать о футболе? «Мы приехали в такой-то посёлок, я вышел один на один с вратарём, удар! гол! ура, мы победили!» Так? Кому нужна эта статистика? Кому это интересно?
По прошествии некоторого времени я задался вопросом – а почему бы и не попробовать? Нет, я не буду перечислять игры, в каких я участвовал, на это уйдут целые тома, но вот какие-то моменты в футболе, которые запомнились на всю жизнь, а главное – люди, с которыми меня свёл Его Величество Футбол!
Конечно, я не буду перечислять всех с кем я играл, за столько лет всех и не упомнишь, только за «Факел»(Грибково) я играл более двадцати лет и составы за это время постоянно менялись, достаточно сказать, что когда мы в 2001 году стали чемпионами, то в составе были шесть сыновей тех, с которыми я начинал, а ведь ещё были команды «Искра»(Вологда), сборная Вологодского района, ветеранские «Автодор»(Вологда), ОМЗ (Вологда), «Союз»(Вологда), «Блестящие»(Вологда). За все эти команды в то или иное время я выступал.
Даже не знаю с чего начинать свою «исповедь», но как ни крути, а начинать нужно с детства…
На дальней станции сойду
Необходимой
С высокой ветки в детство заглянуть
Ты мне опять позволь
Позволь, мой край родимый
Быть посвящённым в эту тишину
Михаил Танич
На окраине Тотемского района, что в Вологодской области, на слиянии двух рек – Ельшмы и Толшмы, в окружении многочисленных деревень, вырос леспромхозный посёлок Первомайский, который на долгие годы станет центром всей Верхней Толшмы.
Возможно, кто-то со мной поспорит, что центром Верхней Толшмы всегда было село Успенье. С исторической точки зрения это так, ведь Успенье основано в середине семнадцатого века, а Первомайский в пятидесятых годах двадцатого столетия.
Но в наше время Успенье было обычной небольшой деревушкой, коих в округе было множество, с разрушенной церковью, оборудованной под магазинный склад. Достижением там была только новая школа, в которую мы все благополучно и ходили.
Верх-Толшма – это удивительное место, если ты прошёл деревню Игошево, то уже окажешься в Костромской области, а если пошёл в лес вверх по Ельшме или по Шорошме, то уже и сам не знаешь то ли ты всё ещё в Тотемском районе или уже перешёл в Бабушкинский. А Карица, в пятнадцати километрах от нас, в наше время вообще считалась Грязовецкий район, так как железная дорога, проходившая из Вохтоги до Иды, относилась к Грязовецкому району и это притом, что Ида находилась в Бабушкинском районе, а посёлок Гремячий, что перед Карицей, это уже Костромская область.
В наше время Толшма расширила свои «имперские» владения, присоединив к себе новые территории – Карицу Грязовецкого района и часть Костромской области, в виде посёлка Гремячий. Обошлось без кровопролития и без «вежливых людей»!
Вот так вкратце я познакомил вас с моей родиной, в которой прошли мои детство и юность, где я закончил среднюю восьмилетнюю школу. Жили мы в десяти квартирном доме на улице Советской, не знаю почему, прозванной Собачий переулок, может, потому что у многих были собаки, у нас было три – Дружок, а затем Спартак и Жучка.
Именно на нашей улице мы с утра до вечера, маленьким резиновым мячиком, гоняли в футбол, но были ребята и постарше, которым играть на улице с малышнёй считалось не приличным и рядом с посёлком поставили футбольные ворота.
Чтобы не гонять мяч просто так, кому-то пришла идея сыграть полный футбольный матч. По середине посёлка проходит Центральная улица, как бы разделяя посёлок на две половины. Так и решили сыграть одна половина посёлка против другой.
Разброс в возрасте был разный, от самых маленьких, таких как я, до взрослых мужиков. Уже не могу вспомнить всех, кто играл за нашу половину, но точно помню братья Шушлебины – Вовка и Васька, братья Юшковы – Лёнька и Витька, конечно, Сашка Попов, мы с братом, Вовка Куликов и, наверное, ещё Сашка Юшков.
Когда игра началась я сразу понял, что это не на улице за резиновым мячиком бегать, здесь играли настоящим футбольным мячом, для меня он казался большим и тяжёлым, впрочем от меня ничего не зависело, я просто бегал за толпой, когда мяч отскакивал ко мне я просто отпинывал его в любую сторону. Игра получилась очень упорной, никто не хотел проигрывать, я очень устал и ведь не уйдёшь как на улице – устал, закончил, пошёл домой.
2:2, так закончилась игра, но так как шёл 1973 год, а в этом году ничьих не бывает. Напомню, что 1973 году в чемпионате СССР команды, сыгравшие вничью пробивают пенальти и выявляют победителя.
Стали пробивать и мы, после первых пяти ударов – ничья, никто не забил. Да-да, никто! Дело в том, что пробивали то мы с одиннадцати метров, как и положено, но ворота у нас отнюдь не семь метров, а почти в два раза меньше.
Стали пробивать до победного, но по-прежнему никто не забивает, даже до меня дошла очередь, а я уже был без сил, после моего удара мяч даже до ворот не докатился. Но вот Волоха Шушлебин пробил точно в угол, и мы все бросились в его объятия. Радости не было предела! Мы! Мы выиграли!
Через несколько дней решили повторить, но то ли у той половины настрой был не тот, то ли они поняли, что им у нас не выиграть, во второй игре мы победили легко 6:1, но мне больше запомнилась первая игра.
В том же году сыграли несколько игр с приезжими энергетиками, но повторяться не буду, так как те игры подробно описаны мной в книге «Рассказы из детства». Больше таких полных матчей не было, но теперь мы гоняли мяч не на улице, возле дома, а на футбольном поле. Играли в «жопана» в одни ворота, проигравшим били с трёх метров по заднице, было больно, когда играли резиновым мячом, пупырышки от этого мяча отпечатывались на заднице.
В нашем посёлке почти все ребята, каждые на своей улице, играли в футбол и в хоккей. Не буду скромничать, именно мне пришла идея создать свою футбольную спартаковскую команду, так как на нашей улице было много «спартаковцев». Я поделился своей идеей со своими друзьями – спартачами, с Сашкой Юшковым и с Вовкой Куликовым, они с радостью приняли это предложение. Сразу договорились, что нужна спартаковская форма, а где её взять в деревне? Но Танька, сестра Сашки Юшкова, взялась сшить, лишь бы было из чего. Каждый из нас принёс по белой простыне и дело пошло. Всю зиму мы готовились к лету, я время от времени заходил и примеривал на себе – белую футболку с красным ромбиком с буквой «с» на левой груди. Каждый брал себе номер любимого игрока, мой старший брат Сашка взял себе номер восемь – Галимзян Хусаинов, Вовка Куликов – номер шесть Михаила Булгакова, я взял себе номер семь, я хоть и спартаковец «до мозга костей», но любимым игроком у меня был Владимир Мунтян из киевского «Динамо». Сашка Юшков подрядился ещё сделать сетку для ворот из ниток, которыми его отец латал рыболовные сети.