Я детский писатель. Пишу книги для малышей и подростков. Много езжу по городам, выступаю с лекциями, участвую в семинарах, темы которых звучат так:
«Читают ли наши дети?»
Или:
«Почему дети не читают?»
Или:
«Как сделать так, чтобы ребенок читал»
После выступлений читатели подходят подписать книги, а заодно уточнить: «Ведь ваши дети любят читать?».
Когда я впервые услышала этот вопрос, моим детям было шесть и восемь лет. И да, они очень любили читать. Журнал «Маленький пони» и комиксы «Том и Джерри».
А! Еще сообщения в моем телефоне. Пока я не вижу.
О, вспомнила! Они любили читать таблички в парке: «Запрещается жечь костры», «Разрешается сидеть на траве».
Объявления читать обожали: «Мам, тут предлагают окна сменить. Нам не нужно? Может, нужно? У нас какие-то старые окна».
Усаживались на колени, когда я переписывалась в скайпе, и силились разглядеть, что я там пишу.
А вот читали ли они книги?
Как-то раз я пришла домой после книжного фестиваля. Услышав, как повернулся ключ в двери, дети выбежали в коридор:
– Мама! – повисли они на мне по очереди. – А ты подарок принесла?
– Вот, – протянула пакеты, – книги…
– Книги?.. – разочарованно. – А нормальный подарок?
В те времена наш дом прямо-таки ломился от литературы. Заполняя школьную анкету, мы не могли ответить на вопрос «Сколько в доме детских книг?» Книги лежали у нас повсюду: в шкафу, на шкафу, в столе, на диване, под кроватью, на подоконнике, на кухонной табуретке, под кухонной табуреткой…
Дети любили пролистать новые книги и посмотреть картинки. Часто их внимание привлекала просто симпатичная обложка. Дочке нравились маленькие книги с лошадкой или козочкой на верхней крышке. Но она воспринимала их как некую прелестную штуковину, которую можно:
а) хранить у себя в столике;
б) показать подругам в школе;
в) прижимать к груди, радостно попискивая.
Читать при этом книгу вовсе не обязательно.
Как думаете, о чем беспокоился детский писатель, постоянный участник круглых столов на тему детского чтения, когда приходил в книжный магазин? О рекомендательных списках? Может, о нравственности, которая обязательно должна присутствовать в детских книгах? О качественном слоге? Нет. Он думал, как бы найти книжечку с козой или лошадкой на обложке. Допускалась еще мышка. На худой конец – кролик.
Самое трудное было удержаться от нотаций. Не заявить: «Я тебе эту книгу с козочкой купила не для того, чтобы ты ее Насте носила показывать! Не для того, чтобы ты ее под подушкой прятала! А для того, чтобы ты ее читала!» Конечно, так продолжалось не всегда, иначе я не смогла бы написать эту книгу.
Осознав, что шестилетка и восьмилетка проводят вечера перед компьютером и телевизором, не делая попыток читать книги, я поняла: что-то нужно делать.
Я стала задаваться вопросами: как организовать жизнь детей, чтобы в ней присутствовало чтение книг? что изменить в быту? нужно ли для этого лишать детей телевизора и компьютерных игр? надо ли продолжать читать им вслух или они уже большие? как поощрять чтение, но при этом не следить за ребенком, чтобы он обязательно читал? считаются ли книгами электронные издания и аудиозаписи? где в доме располагать те или иные книги? правильно ли разрешать детям выбирать книги самим?
На большинство вопросов удалось найти ответы, и я потихоньку начала совершать шаги, благодаря которым мои дети полюбили чтение. Этим опытом я и хотела бы поделиться с вами, дорогой читатель. Не все было гладко на нашем пути – случались и провалы. Но каждая прочитанная книга радовала не только детей, но и меня, вдохновляя на поиск новых решений.
Эта книга пригодится как родителям ДОШКОЛЬНИКОВ (она расскажет, как организовать процесс чтения дома), так и родителям уже ЧИТАЮЩИХ ДЕТЕЙ шести – девяти лет (поможет ребенку полюбить чтение).
СТОП. Давайте здесь вместе остановимся и подумаем, ПОЧЕМУ МЫ ХОТИМ, чтобы дети читали книги.
Глава 1. Зачем детям читать?
Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.
Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. Но те ли это причины, по которым стоит требовать от детей «читать, читать и читать», и лучше книги потолще, желательно классику, а не «эти твои комиксы по сотому разу»? Давайте разберемся.
В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Проведем небольшой тест. Предположим, что ребенок спросил вас: «Как возникает тайфун?» Вы предложите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь – погугли.
Идем дальше. Воспитательная функция. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше – когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам. Да и потом, воспитание ребенка в большей степени зависит от того, как ведут себя взрослые в семье.
Наконец, язык и речь. Знаете ли вы семьи, где взрослые разговаривают между собой, частенько используя обороты со сниженной лексикой и идиомами, далекими от литературного языка, а их дети при этом выражаются «высоким штилем»? Нет! Даже предположение звучит комично. Наоборот, часто негативно судят о семье по детям, которые грубо разговаривают на детской площадке: «Видно, дома такие обороты приняты».
Есть еще одна причина, которая часто упоминается родителями и заслуживает отдельного внимания. «Чтобы знал и любил классику – это наша история» – совершенно справедливая установка. Детям важно знать и классику, и историю. А вот с «любить» сложнее. Проблема в том, что наше старшее, «бесфейсбучное» поколение отличается от современных детей. Мы умели концентрироваться на большом тексте. Нашим детям это трудно. Они воспринимают информацию совершенно иными объемами. Им надо как можно быстрее узнать, что, с кем и как приключилось. То есть концентрация информации на единицу текста обязана быть очень плотной.