Михаил Пришвин - Рассказы

О чем книга "Рассказы"

В книгу вошли рассказы писателя-натуралиста М. Пришвина, которые входят в школьную программу: «Золотой луг», «Лесной доктор», «Выскочка» и другие. Жизнь писателя была чрезвычайно плотно связана с природой, он был охотником и при этом внимательным исследователем леса и его обитателей. Увлекательные истории про диких животных и любимых питомцев – собак и кошек – читатели найдут в этой книге.

Для младшего школьного возраста.

Бесплатно читать онлайн Рассказы


© Пришвин М. М., насл., 2024

© Цыганков И. А., ил., 2024

© ООО «Издательство АСТ», 2024

Дизайн обложки Ю. Снурницыной

* * *

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

– Это что за птица? – спросила Зиночка.

– Терентий, – ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть.



Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

– Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.

– Сами лечатся, – ответил я. – Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.



Тоже нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

– Заячья…

– А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

– Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Как я научил своих собак горох есть

Лада, старый пойнтер десяти лет, – белая с жёлтыми пятнами. Травка – рыжая, лохматая, ирландский сеттер, и ей всего только десять месяцев. Лада – спокойная и умная. Травка – бешеная и не сразу меня понимает. Если я, выйдя из дому, крикну: «Травка!» – она на одно мгновение обалдеет. И в это время Лада успевает повернуть к ней голову и только не скажет словами: «Глупенькая, разве ты не слышишь, хозяин зовёт».




Сегодня я вышел из дому и крикнул:

– Лада, Травка, горох поспел, идёмте скорей горох есть!

Лада уже лет восемь знает это и теперь даже любит горох: горох ли, малина, клубника, черника, даже редиска, даже репа и огурец, только не лук. Я, бывало, ем, а она, умница, вдумывается, глядишь, и себе начинает рвать стручок за стручком. Полный рот, бывало, наберёт гороху и жуёт, а горох с обеих сторон изо рта сыплется, как из веялки. Потом выплюнет шелуху, а самый горох с земли языком соберёт весь до зёрнышка.

Вот и теперь я беру толстый зелёный стручок и предлагаю его Травке. Ладе, старухе, уж, конечно, это не очень нравится, что я предпочитаю ей молодую Травку. Лохмушка берёт в рот стручок и выплёвывает. Второй даю – и второй выплёвывает. Третий стручок даю Ладе. Берёт. После Лады опять Травке даю. Берёт. И так пошло скоро: один стручок Ладе, другой – Травке. Дал по десять стручков.

– Жуйте, работайте!

И пошли жернова молоть горох, как на мельнице.



Так и хлещет горох в разные стороны у той и другой. Наконец Лада выплюнула шелуху, и вслед за ней Травка тоже выплюнула. Лада стала языком зёрна собирать. Травка попробовала и вдруг поняла: и стала есть горох с таким же удовольствием, как и Лада. Она стала есть потом и малину, и клубнику, и огурцы. И всему этому я научил Травку из-за большой любви ко мне Лады: Лада ревнует ко мне Травку и ест, Травка Ладу ревнует и ест. Мне кажется, если я устрою между ними соревнование, то они, пожалуй, скоро у меня и лук будут есть.


Предательская колбаса

Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. Так в игре он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах от Рябчика. Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик. Весь день я искал его, всю ночь не спал, каждый час выходил на терраску и свистел. Утром – только собрался было идти в город, в милицию – являются мои дети с Яриком: он, оказалось, был в гостях у Рябчика. Я ничего не имею против дружбы собак, но нельзя же допустить, чтобы Ярик без разрешения оставлял службу у меня.

– Так не годится, – сказал я строгим голосом, – это брат, не служба. А кроме того, ты ушёл без намордника, значит, каждый встречный имеет право тебя застрелить. Безобразный ты пёс.



Я всё высказал суровым голосом, и он выслушал меня, лёжа на траве, виноватый, смущённый, не Ярик – золотистый, гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха.

– Не будешь больше ходить к Рябчику? – спросил я более добрым голосом.

Он прыгнул ко мне на грудь. Это у него значило:

– Никогда не буду, добрый хозяин.

– Перестань лапиться, – сказал я строго.

И простил.

Он покатался в траве, встряхнулся и стал обыкновенным хорошим Яриком.

Мы жили в дружбе недолго, всего только неделю, а потом он снова куда-то исчез. Вскоре дети, зная, как тревожусь о нём, привели беглеца: он опять сделал Рябчику незаконный визит. В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправил в тёмный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они только известили меня, но не приводили и не давали там ему пищи. Мне хотелось, чтобы он вернулся по доброй воле.



В тёмном подвале путешественник пробыл у меня сутки. Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил. Наказание подвалом подействовало только на две недели. Дети прибежали ко мне из города:

– Ярик у нас.

– Так ничего же ему не давайте, – велел я, – пусть проголодается и придёт сам, а я подготовлю ему хорошую встречу.

Прошёл день. Наступила ночь. Я зажёг лампу, сел на диван, стал читать книжку. Налетело на огонь множество бабочек, жуков, всё это стало кружиться возле лампы, валиться на книгу, на шею, путаться в волосах. Но закрыть дверь на террасу было нельзя, потому что это был единственный выход, через который мог явиться ожидаемый Ярик. Я, впрочем, не обращал внимания на бабочек и жуков, книга была увлекательной, и шёлковый ветерок, долетая из леса, приятно шумел. Я читал и слушал музыку леса. Но вдруг мне что-то показалось в уголке глаза. Я быстро поднял голову, и это исчезло. Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог. Вскоре там показалось нечто рыжее, стало красться в обход стола, и, я думаю, мышь слышней пробежала бы, чем это большое подползло под диван. Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном и лежал как раз подо мной. Некоторое время я читаю и жду, но терпения у меня хватило ненадолго. Встаю, выхожу на террасу и начинаю звать Ярика строгим голосом и ласковым, громко и тихо, свистать и даже трубить. Так уверил я лежащего под диваном, что ничего не знаю о его возвращении.


С этой книгой читают
В книгу вошли две повести Эдуарда Успенского про Чебурашку: «Похищение Чебурашки» и «Чебурашка уходит в люди» с новыми иллюстрациями С. Бордюга и Н. Трепенок. В первой повести Чебурашка наконец получил новую квартиру, и ему на новоселье все друзья сразу подарили телевизоры. Читателям придётся задуматься о том, что может случиться, если телевизоров слишком много. Во второй повести крокодил Гена случайно стал нарушителем сразу нескольких законов. Н
Cказки Сергея Михалкова не теряют своей актуальности и сегодня, потому что сквозь сказочный сюжет произведений писателя проглядывается мудрое поучение и ясная, простая истина: не будь трусом, защищай слабых, помогай в беде, будь на стороне правды.В книгу «Сказки в рисунках В. Чижикова» вошли четыре сказки: «Зайка-Зазнайка», «Трусохвостик», «Упрямый Козлёнок» и «Одноглазый Дрозд».Рисунки к сказкам нарисовал знаменитый художник Виктор Александрович
Алексей Николаевич Толстой – знаменитый советский писатель, который написал за свою жизнь много произведений для взрослых и детей.Повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» впервые была издана в 1936 году и сразу же полюбилась читателю. Идея написать сказку пришла Алексею Толстому во время работы над переводом сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». На основе сказки А. Толстого поставлены классические
В книгу «Три медведя» Л.Н. Толстого вошли все хрестоматийные сказки, рассказы и были, которые входят в школьную программу. «Филипок», «Лев и собачка», «Котёнок» и другие произведения написаны великолепным живым языком, которые дают детям первые уроки нравственного воспитания.Иллюстрации в нашей книге известного художника, мастера детской книги Николая Устинова.Для дошкольного и младшего школьного возраста.В формате PDF A4 сохранен издательский ма
«Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным…»
«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на берёзе, остальная береста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь…»
«Жулька не может отвыкнуть, чтобы при всём своём уважении к Ваське за ним не погоняться по комнатам…»
«Я нашёл удивительную берестяную трубочку…»
В этой книге я попытался собрать воедино материалы о полуострове Канин, расположенном на севере Архангельской области. Читатель найдет здесь много полезной и интересной информации об этом крае, его истории и развитии. Если по южной части полуострова информации уже довольно много, то по северной приходилось собирать по крупицам. Мало кто знает, что на севере полуострова в середине двадцатого столетия была создана крупная рыбопромышленная база, кот
Книга рассказывает об основных понятиях экологии, ее принципах и закономерностях, рассматривает сложные вопросы, связанные с изучением взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания. Особое внимание автор уделяет экологическим катастрофам, как природным, так и техногенным, а также путям их предотвращения.Книга адресована всем, кого интересует живая природа и заботит судьба нашей планеты.
Вірите, що гроші можуть бути завбільшки з кам’яну скелю, а Атлантида, ймовірно, розташовувалася у Чорному морі?Звідки ж родом монети з дідусевої скриньки? Захоплива подорож в екзотичні країни світу, знайомство з їхніми звичаями та традиціями допоможуть вам це з’ясувати.
Портной дал волю своим сыновьям жить как нравится. Думал, что так им легче стать счастливыми. Оказалось, что это не так.
История одной любви, которая основана на реальных событиях. Жизнь не бывает только черной или белой. Она имеет множество красок. И самая мудрая и необъяснимая. Истина в ней – это любовь!
Представлен в простой художественной форме взгляд со стороны нескольких лиц, как простых смертных, так и высших духовных, на жизнь как таковую и жизнь после смерти.
Что делать, если тебя считают Ведьмой? Да ещё и на костре пытаются сжечь? А твой фамильяр - Чудовище, что наводит страх на всю округу. И на тебя, признаться, тоже…Как обьяснить всем этим людям, что тебе здесь не место?! А кстати, где это место? Или точнее...когда?! И как так получилось, что я стала женой по завещанию? Вопросов очень много! Ответ-бегает рядом...
"Я сама во всем виновата. Все беды, которые посыпались на меня - это моя вина. Никто не обязан отвечать за мои ошибки, никто мне ничего не должен". - Думать именно так, было единственным способом, чтобы не сходить с ума от безысходности и находить силы для выживания. Я попала в другой мир, оказалась приживалкой в чужой семье, работала в поле и дома, согласилась стать одалиской в гареме Властелина соседнего государства, выжила там и получила дост