Михаил Михайлович Пришвин, Виктор Петрович Астафьев - Рассказы о природе и животных

Рассказы о природе и животных
Название: Рассказы о природе и животных
Авторы:
Жанры: Детская познавательная и развивающая литература | Книги для детей | Русская классика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Рассказы о природе и животных"

В сборник вошли лучшие произведения о природе и животных русских и советских классиков, а также заметки современного писателя-натуралиста Владимира Архипова, которые дополнены QR-кодами птичьих песен, они, как комментарии и рисунки, помогают глубже понять произведения.

Для младшего и среднего школьного возраста.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Рассказы о природе и животных


© Михаил Пришвин, насл., текст, 2021

© Виталий Бианки, насл., текст, 2021

© Константин Паустовский, насл., текст, 2021

© Николай Сладков, насл., текст, 2021

© Виктор Астафьев, насл., текст, 2021

© Владимир Архипов, текст, 2021

© Владимир Архипов, фонограммы песен птиц, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Михаил Пришвин

Разговор птиц и зверей

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды – ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самомверху селятся хищники: ястреба и орлы.

Луговка

(Рассказ старого лесника)

Летят по весне журавли. Мы плуги налаживаем. В нашем краю старинная примета: в двенадцатый день после журавлей начинается пахота под яровое. Пробежали вешние воды. Выезжаю пахать. Наше поле лежит в виду озера. Видят меня белые чайки, слетаются. Грачи, галки – все собираются на мою борозду клевать червя. Спокойно так идут за мной во всю полосу белые и чёрные птицы, только чибис один, по-нашему, деревенскому, – луговка, вот вьётся надо мной, вот кричит, беспокоится.

Самки у луговок очень рано садятся на яйца.

«Где-нибудь у них тут гнездо», – подумал я.

– Чьи вы, чьи вы? – кричит чибис.

– Я-то, – отвечаю, – свойский, а ты чей? Где гулял? Что нашёл в тёплых краях?

Так я разговариваю, а лошадь вдруг покосилась – и в сторону, плуг вышел из борозды. Поглядел я туда, куда покосилась лошадь, и вижу: сидит луговка и прямо на ходу у лошади. Я тронул коня, луговка слетела, и показались на земле четыре яйца. Вот ведь как у них: не витые гнёзда, чуть только поцарапано, и прямо на земле лежат яйца, – чисто, как на столе.

Жалко мне стало губить гнездо: безобидная птица.

Поднял я плуг, обнёс и яйца не тронул.

Дома рассказываю детишкам: так и так, что пашу я, лошадь покосилась, вижу – гнездо и четыре яйца.

Жена говорит:

– Вот бы поглядеть!

– Погоди, – отвечаю, – будем овёс сеять, и поглядишь.

Вскоре после того вышел я сеять овёс. Жена боронит. Когда я дошёл до гнезда, остановился. Маню жену рукой. Она лошадь окоротила, подходит.

– Ну вот, – говорю, – любопытная, смотри.

Материнское сердце известное: подивилась, пожалела, что яйца лежат беззащитно, и лошадь с бороной обвела.

Так посеял я овёс на этой полосе и половину оставил под картошку. Пришло время сажать. Глядим мы с женой на то место, где было гнездо, – нет ничего; значит, вывела.

С нами в поле картошку сажать увязался Кадошка. Вот эта собачонка бегает за канавой по лугу, мы не глядим на неё; жена садит, я запахиваю. Вдруг слышим – во всё горло кричат чибисы. Глянули туда, а Кадошка, баловник, гонит по лугу четырёх чибисёнков – серенькие, длинноногие и уже с хохолками, и всё как следует, только летать не могут и бегут от Кадошки на своих на двоих. Жена узнала и кричит мне:

– Да ведь это наши!

Я кричу на Кадошку; он и не слушает – гонит и гонит.

Прибегают эти чибисы к воде. Дальше бежать некуда. «Ну, – думаю, – схватит их Кадошка!» А чибисы – по воде, и не плывут, а бегут. Вот диво-то! Чик-чик-чик ножками – и на той стороне.

То ли вода ещё была холодная, то ли Кадошка ещё молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше. Пока он думал, мы с женой подоспели и отозвали Кадошку.

Вопросы и ответы

Кто такой чибис?



Чибис – кулик с коротким клювом и вздёрнутой вверх «косичкой» на голове. Полёт у чибисов сильный, с крутыми поворотами и быстрым «переваливанием» с крыла на крыло. Они словно кувыркаются над лугом с пронзительными криками: «Чьи вы? Чьи вы?».


Почему чибис не вьёт гнездо, а кладёт яйца просто на землю?

Многие кулики, в том числе и чибисы, гнёзда устраивают достаточно просто. Сделав небольшое углубление в земле и подстелив несколько стебельков, откладывают яйца. Пятнистая окраска скорлупок прекрасно маскирует кладку на весеннем, ещё буро-жёлтом лугу. Чибисы откладывают яйца до активного роста травы. Затем травка подрастает и скрывает гнездо полностью. Потревоженная самка не взлетает прямо с гнезда, а, сгорбившись, делает пробежку в сторону на несколько десятков метров. Затем с криком взлетает, отвлекая всё внимание на себя.



Как чибисы перебежали по воде? Почему не плыли?

Чибисята, покинувшие гнёзда, остаются на лугу под присмотром родителей. Они быстро начинают перепархивать, подпрыгивая и взмахивая своими кургузыми крылышками. Канавку, о которой идёт речь в рассказе, они, скорее всего, перепорхнули, сделав несколько прыжков подряд. Чибисы умеют плавать, но в данном случае для чибисят было важно как можно быстрее скрыться от врага. Что они и сделали, не прибегая к плаванью. Чибис, или пигалица, – очень яркая птица. На головке у чибиса красивый высокий хохол, состоящий из длинных узких перьев.


Разговор птиц и зверей

Занятна охота на лисиц с флагами. Обойдут лисицу, узнают её лёжку и по кустам на версту, на две вокруг спящей развесят верёвку с кумачовыми флагами. Лисица очень боится цветных флагов и запаха кумача; спугнутая, ищет выхода из страшного круга. Выход ей оставляют, и около этого места под прикрытием ёлочки ждёт её охотник.

Такая охота с флагами много добычливей, чем с гончими собаками. А эта зима была такая снежная, с таким рыхлым снегом, что собака тонула вся по уши и гонять лисиц с собакой стало невозможно. Однажды, измучив себя и собаку, я сказал егерю Михал Михалычу:

– Бросим собак, заведём флаги – ведь с флагами можно каждую лисицу убить.

– Как это каждую? – спросил Михал Михалыч.

– Так просто, – ответил я. – После пороши возьмём свежий след, обойдём, затянем круг флагами, и лисица наша.

– Это было в прежнее время, – сказал егерь, – бывало, лисица трое суток сидит и не смеет выйти за флаги. Что лисица – волки сидели по двое суток! Теперь звери стали умнее, часто с гону прямо под флаги – и прощай.

– Я понимаю, – ответил я, – что звери матёрые, не раз уже бывшие в переделке, поумнели и уходят под флаги, но ведь таких сравнительно немного: большинство, особенно молодёжь, флагов и не видывали.

– Не видывали! Им и видеть не нужно. У них есть разговор.

– Какой такой разговор?

– Обыкновенный разговор. Бывает, ставишь капкан, зверь старый, умный побывает возле, не понравится ему и отойдёт. А другие потом и далеко не подойдут. Ну вот, скажи, как же они узнают?

– А как ты думаешь?

– Я думаю, – ответил Михал Михалыч, – звери читают.

– Читают?

– Ну да, носом читают. Это можно и по собакам заметить. Известно, как они везде – на столбиках, на кустиках – оставляют свои заметки, другие потом идут и всё разбирают. Так лисица, волк постоянно читают; у нас глаза, у них нос. Второе у зверей и птиц, я считаю, голос. Летит ворон и кричит: нам хоть бы что, а лисичка навострила ушки в кустах, спешит в поле. Ворон летит и кричит наверху, а внизу по крику ворона во весь дух мчится лисица. Ворон спускается на падаль, а лисица уж тут как тут. Да что лисица! А разве не случалось тебе о чём-нибудь догадываться по сорочьему крику?


С этой книгой читают
В сборник «Сказки и рассказы о природе» вошли небольшие произведения известных русских писателей-натуралистов М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского и Э. Шима. Они проникнуты большой любовью к родным просторам, показывают, как разнообразен окружающий мир, как интересна жизнь каждого даже самого маленького животного. Авторы, обладающие добрым сердцем и зорким глазом, призывают юных читателей беречь нашу сказочно богатую природу. Иллюстрации худ
Михаил Михайлович Пришвин вошел в историю русской литературы как «певец природы». Его произведения знакомы нам с самого детства, но их удивительная чистота и мудрость привлекают читателей всех возрастов. Пришвин сумел не только обогатить русскую литературу проникновенными описаниями русской природы, которую любил всем сердцем, но и помочь своим читателям увидеть в знакомом и привычном великую тайну Вселенной, почувствовать единство всего живого н
Скорочтение – один из важнейших навыков, влияющих на успеваемость в школе. При низкой скорости чтения ребёнок вынужден перечитывать текст несколько раз, чтобы лучше его понять. Этот тренажёр по скорочтению разработан специально для детей. Увлекательные рассказы классиков отечественной литературы В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Чаплиной поддержат интерес к чтению и книге. Таблица Шульте поможет расширить поле зрения. Рамка с окошками,
В книгу «Лесные домишки. Сказки и рассказы» вошли самые интересные произведения известных детских писателей: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и Э. Шима. Мир природы полон тайн и загадок. Прочитав сказки и рассказы, вошедшие в книгу, дети прикоснутся к лесным тайнам, познакомятся со зверями и птицами и станут лучше понимать тех, кто живёт рядом с нами.Рисунки И. Цыганкова.Для младшего школьного возраста.В формате PDF A4 сохранен издательский ма
Эта книга – увлекательное и познавательное путешествие в мир животных. На её страницах дети откроют 100 "секретов" из жизни зверей, птиц и насекомых. Книга расскажет о суперспособностях, необычных повадках, уникальных приспособлениях для выживания и охоты. Ответит на вопросы: «Кто такой неплюй? «Почему кукушка на самом деле заботливая мать», «У кого из животных экскременты в виде кубиков?, «Кто поет крыльями?», «У кого уши под коленками? А также
Однажды взрослые ученые решили провести исследование: как отличаются результаты детей в школе, которые активно занимались летом или просто отдыхали на каникулах. Исследование показало, что дети, которые во время отдыха от школы не только гуляли и играли, но и читали, писали, считали, в сентябре легко осваивали новую программу, сразу получали хорошие оценки, радовали учителей и родителей. Ирина Поддубская, педагог, мама двух дочек, автор книги "Ка
На волшебной планете, где животные разговаривают и обладают магией, надвигается опасность – загадочная Тень стремится уничтожить всё живое. Трое друзей – Настя, Артём и Никита – случайно попадают в этот удивительный мир и получают шанс спасти его. Им предстоит разгадывать загадки, преодолевать страхи и учиться доверять друг другу, встречая на пути мудрого медведя, говорящую лису и строгого филина."Планета чудесных животных" – это не просто сказка
В новогоднюю ночь в маленьком городке произошло чудо – снеговик, который стоял во дворе, ожил! Он стал настоящим другом детям и поведал им важную задачу: вернуть потерянные новогодние огоньки, которые исчезли, и без которых не может быть полноценного праздника. Вместе с детьми снеговик отправляется в захватывающее приключение, где они преодолевают трудности, учат важным урокам о дружбе, вере в чудеса и сохранении духа праздника. Это история о том
Все говорят: «Надо простить родителей. Надо принять отца. Надо полюбить маму». А надо ли? Может быть, для начала просто поговорить? Если вы не знаете, как это сделать, но очень хотите – это практическое пособие для вас.
Главный герой – Дженнифер Браун живет обычной жизнью подростка. Ходит в школу, учит уроки, увлекается рисованием, а также общается с парнями из школьной рок-группы. Однако длится эта «подростковая жизнь» не долго. Придя поздно со школы, Джен ложится спать. Вот тут-то все и происходит. Ей снятся темные холодные пещеры, скалы и гигантские пауки, о существовании которых невозможно было подумать. Некоторое время Браун не придает значения своим снам.
Жорж Сименон писал о комиссаре Мегрэ с 1929 по 1972 год. «Мегрэ и привидение» (1964) повествует о стремительном и захватывающем расследовании преступления в мире искусства, нити которого ведут из Парижа в Ниццу и Лондон.
Жорж Сименон писал о комиссаре Мегрэ с 1929 по 1972 год. Роман «Мегрэ в меблированных комнатах» пользовался особой любовью Сименона: «Лично мне он очень нравится. Немного приглушенный, размытый, словно этюд в миноре» (из письма Свену Нильсену, 23 февраля 1951).