Александр Никонов - Расследование загадок науки. Сто лет тому вперёд

Расследование загадок науки. Сто лет тому вперёд
Название: Расследование загадок науки. Сто лет тому вперёд
Автор:
Жанр: Научпоп: прочее
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Расследование загадок науки. Сто лет тому вперёд"

Известный журналист и автор множества научно-популярных изданий Александр Никонов в своей книге пытается понять природу и взаимосвязь странных событий и явлений жизни, которые наука либо не признает, либо признает, но не может объяснить. Вступая на тропу войны с загадками природы, он осмысляет массив совершенно необъяснимых мистических историй, которые произошли с реальными людьми. В этом своего рода путевом дневнике исследователя, задавшегося целью постичь невозможное, зафиксированы свидетельские показания, неоспоримые факты, прорывные идеи и неожиданные гипотезы, что позволяет читателю в реальном времени следить за ходом расследования.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Расследование загадок науки. Сто лет тому вперёд


© Никонов А.П., текст

© Издательство АСТ

ООО «Союзмультфильм» по лицензии

© ООО «Водород 2011»,

© ООО «ЦПШ»,

© АО «ТЕЛЕКОМПАНИЯ»

Так уж вышло. Я не виноват. И даже напротив…

Все, что написано в этой книге, – правда.

Правда не в том смысле, что автор лично видел все описанное. И хорошо, что мой рассказ не базируется только на моих наблюдениях, ибо один человек мог сочинить или ошибиться. Но, слава богу, все, что мною здесь излагается, основано на свидетельских показаниях множества людей, научных и исторических работах, книгах и документах, некоторые из которых я держал в руках.

Просто так уж вышло, что, вступив однажды на тропу вой-ны с загадками природы, потянув за ниточку научного интереса, я начал постепенно распутывать клубок тайн, погружаясь в них все больше и больше. Иногда я оставлял это занятие на годы, словно бы забывая о нем. А потом неожиданно для себя вновь брался за старое. И, в конце концов, мне повезло пройти весь путь до конца, уж простите за тавтологию. Точнее, до того момента, который я посчитал разгадкой и финальной точкой. Или это было многоточие?..

Разумеется, я не разгадал все непонятки природы, на которые наука смотрит косо. Это было бы слишком жестоко по отношению к юным читателям, если таковые у меня окажутся. Поспешу их утешить: на ваш век загадок хватит! Да и мои ответы наверняка удовлетворят не всех. Что ж, я не претендую на то, чтобы быть золотой монетой, которая нравится любому. Я просто решил поделиться своей дорогой, рассказать про путь, по которому шел…

В этой истории кто только не замешан! И фараоны древнего Египта, и современные ученые; и средневековый темный люд, и относительно просвещенный Анатолий Чубайс; и живые, и мертвые; и превознесенные, и осмеянные. Она полна трагизма, вопросов без ответов. Некоторые из людей, посвятивших жизнь тем же тайнам нашего мира, на момент написания этой книги еще живы, но большинство уже ушло от нас туда, где нет ни ответов, ни вопросов.

Вместо пролога

Посмотри, как ветра сосны клонят,
Как слетает с вершин белый мех…
И тебя, может быть, еще вспомнят,
Да и ты позабудешь не всех.
Иван Кучин

Эрвин Шредингер

Наполовину заметенная зимняя дорога, с двух сторон обрамленная высокими соснами, с которых ветер срывал белый пух и расстилал перед колесами, серо-белой лентой летела навстречу, и казалось, что машина пожирает ее. Я смотрел на мелкие вихри поземки, даже не подозревая о том, что триста лошадей, скрывающиеся под огромной плоскостью капота, которая простиралась перед ветровым стеклом словно стол, влекут меня в новый мир.

Зимние дороги успокаивают. И я был спокоен, когда ехал туда. А вот когда через несколько часов возвращался по той же дороге обратно, ни скорость, ни умиротворяющий вид заснеженных сосен не могли унять звенящих и виб-рирующих струн души. Меня потряхивало изнутри. Потому что теперь я точно знал две вещи – малую и большую, личную и всеобщую. Для себя я понимал, что мой путь исканий закончен. А для планеты – что все мы стоим на пороге чего-то такого, чего не было еще в человеческой истории никогда…

Часть 1

Склад загадок

Глава 1

В поисках личного начала

Даже не могу сказать, когда эта история началась для меня. Может быть, тогда, когда я закончил институт, поработал несколько лет в прикладной науке, а потом перешел в «прикладное писательство» – журналистику? Или чуть позже, когда возглавил отдел науки в одном из общероссийских журналов? Или когда сменил весовую категорию и стал писать книги?

Или же эта история зрела во мне с детства?

Разного рода необъяснимые явления и загадки природы меня всегда интересовали, вызывая в душе волнение, а наука не всегда могла дать достойный ответ. Идти в ту сторону всегда было рискованно для приличного человека: на этом пути можно прослыть антинаучным фриком. А я всегда горой стоял за сциентизм, причем с самого раннего детства, когда, грозно подняв розовый пальчик, говорил бабушке:

– Бога нет! Запомни!

(Вы, кстати, знаете, что такое сциентизм? Это, по меткому определению Википедии, «общее пейоративное название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром». Теперь вы это знаете! А вот я не знаю, что такое «пейоративное» и стесняюсь спросить…)

В общем, во всяких там снежных людей, НЛО и прочие такие штуки ученым верить не положено. Грех это для них непростительный! Хотя я лично знал одного ученого (доктора наук, между прочим), который не только в составе компании из трех человек видел йети, но и чуть его не подстрелил из карабина… Впрочем, про снежных людей у нас разговора в книге не будет. Их я упомянул здесь только для примера, иллюстрирующего конфликт науки и того, что считается мифологией.

Хотя грань между наукой и мифологией, как ни парадоксально, весьма условна. В конце концов, чем еще занимается наука, как не разгадками разных тайн природы? И потому то, что ранее считалось лютой антинаучной ересью, иногда вдруг как-то незаметно выпадает из категории «антинаучная чушь» и получает вполне респектабельное научное объяснение.

Классический пример – камни, падающие с неба. Едва только наука поняла, что небо – это просто газ, а никакая не «твердь небесная», как утверждала Библия, вопрос с камнями был закрыт. Газ – это газ, а камень есть твердое тело, и как можно было бы камню удержаться в воздухе, чтобы упасть с неба перед глазами изумленной публики? Откуда ему вообще там взяться? Смешно даже слушать про такое! Эти темные крестьяне рассказывают друг другу народные байки про нечистую силу и камни, падающие с неба! Наверное, Библии начитались. Эх, просвещать их еще и просвещать! Тем более, что эпоха просвещения на дворе… Поэтому еще в XVIII веке Французская академия наук перестала рассматривать сообщения о таинственных небесных камнях, упавших на землю. Но потом науке пришлось факт существования метеоритов признать.

Второй пример. Известный ученый Нассим Талеб в своей знаменитой книге «Черный лебедь» приводит следующую вербальную иллюстрацию: до 1697 года наука под названием орнитология считала, будто лебеди бывают только белыми, пока в Австралии не были открыты черные лебеди.

Наука! Никогда не будь слишком категоричной! А то рискуешь получить по мягкой попе мозолистой ладошкой матушки-природы!

И поскольку бог любит троицу, привожу третий пример, самый показательный – шаровые молнии. Наука их признала. Но что интересно, среди просвещенной публики, воюющей против всяких антинаучных мифов, и по сию пору встречаются люди, отрицающие само существование шаровых молний, и я таких людей встречал! Иногда складывается ощущение, что эта просвещенная молодая публика в лице интеллигентных людей, почитывающих на досуге научные паблики, служит при ученых консулах верными ликторами, которые готовы высечь любого, кого уличат в лженауке. Эти молодые твердолобые сциентисты, организующие в интернете лекции на научные темы и гневно бичующие лженауку – абсолютно нетерпимые, зашоренные школьным курсом и фанатичные, как любые адепты – стараются быть даже строже ученых, отчего, как говорят французы, выглядят порой бо2льшими роялистами, чем сам король.


С этой книгой читают
Нам редко приходится задумываться о том, что климат влияет на ход истории. Что послужило рождению трех великих цивилизаций древности – египетской, месопотамской и индо-харрапской? Как среднеглобальное падение температуры всего на полградуса заставило всех говорить о глобальном потеплении, таянии ледников, всемирном потопе?А знали ли вы о том, что Смуту, а перед ним «насчастное правление» Бориса Годунова породил резкий скачок климата – катастрофич
Это одна из самых необычных книг, написанных за последнее десятилетие. Она не только о феминизме. Она, как и большинство книг Александра Никонова, – о нашей цивилизации.Еще не появившись на свет, книга вызвала ожесточенные споры и яростные нападки на автора. Однако многие читатели (и читательницы!) признались, что книга помогла им пересмотреть свои взгляды на жизнь вообще и на суть феминизма в частности.Как всегда логично и аргументированно анали
Почему русские не улыбаются?Ответ на этот вопрос Александр Никонов находит в отечественной истории, которая в нашей стране «не просто повторяется, а ходит кругами, как слепая кобыла…»Автор старается помочь подавляющему большинству соотечественников, особенно молодежи, избавиться от стойких заблуждений и иллюзий.
Анализируя на примере Древнего Рима социально-экономические и политико-психологические условия формирования, расцвета, заката и гибели великих империй, автор в широкомасштабной исторической перспективе показывает читателю потрясающую картину извечной борьбы Разума и дикости, Просвещения и невежества, Цивилизации и варварства, рассказывает о тернистых путях цивилизаторов.Легко переходя к современности, А. Никонов комментирует свою [i]точку зрения[
Это саммари – сокращенная версия книги «Сквозь зеркало языка. Почему на других языках мир выглядит иначе» Гая Дойчера. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.В детстве уроки русского языка с их орфографией и пунктуацией часто наводили скуку. Уроки иностранного бывали не лучше (у многих они вообще растягиваются на полжизни).А главное, за выполнением бесконечных упражнений у нас не было времени задуматься, почему иностранный язык другой. М
В последние годы учёные всего мира всё чаще обращаются к исследованию проблемы сверхсветовых скоростей. Это явление, которое долгое время считалось невозможным в рамках классической физики, теперь становится предметом пристального изучения в контексте квантовой физики и космологии. Эта монография представляет собой попытку найти ответы на вопросы, связанные с данной проблемой. В ней автор предлагает свою гипотезу преобразования фотонов в тахионы,
В этой монографии мы рассмотрели фундаментальные основы квантовой физики, которые базируются на сложных и глубоких концепциях. Одним из таких направлений является модель дискретного пространства-времени, состоящего из эфирных мембран. Эта модель представляет собой новый и интересный подход к пониманию фундаментальных основ квантовой физики и может стимулировать новые исследования в этой области. Несмотря на то, что эта модель ещё находится в стад
В этой книге мы рассмотрели идею о том, что наша душа является частью вселенской души. Мы исследовали различные концепции и теории, связанные с душой, и попытались понять, как они могут быть связаны с нашим восприятием мира и нашего места в нём. Мы надеемся, что эта книга поможет вам задуматься о природе души и её месте во вселенной. Возможно, она заставила вас взглянуть на мир по-новому и увидеть его красоту и сложность.
Неизвестно когда случилась эта история, быть может, пятьдесят, а может и все сто лет назад, в маленьком Городке-вниз-по-холму стоял старый маяк. Он давно не служил по своему прямому назначению, а вместо этого являлся домом для трех путешественников – Мари, Жаннет и мальчика Томми, потерявшего родителей. Мари и Жаннет держат булочную-кондитерскую, а Томми учится в местной школе, где дружит со своей одноклассницей Элис.Трое обитателей маяка, вливая
Каждый день мы стоим перед выбором. И каждый раз вселенная нам даёт второй шанс. Вопрос только в том, хотим ли мы этого?
Если вы думаете, что персонажи древних сказок давно все вымерли, то вы глубоко ошибаетесь. Послушайте, что случилось с одной из лесных нежитей, с кикиморой болотной, дожившей до наших дней.
Понятие «Жизнь Пушкина» несравненно шире одной лишь бытовой биографии поэта. Это жизнь его творческого гения и жизнь страны и народа в его эпоху. Систематическая работа пушкинистов разных поколений постепенно выявляла различные пласты документальных свидетельств, связанных с судьбою Пушкина. «История пушкиноведения еще не написана, – справедливо отмечал знаток русской поэзии И.Н. Розанов. – А это прежде всего история постепенного опубликования пу