Юлия Кильтина - Растворяющиеся люди. Сохрани себя, ухаживая за близким с деменцией

Растворяющиеся люди. Сохрани себя, ухаживая за близким с деменцией
Название: Растворяющиеся люди. Сохрани себя, ухаживая за близким с деменцией
Автор:
Жанры: Саморазвитие / личностный рост | О психологии популярно | Здоровье
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Растворяющиеся люди. Сохрани себя, ухаживая за близким с деменцией"

Эта книга для тех, кто столкнулся с одним из самых слож-ных испытаний в нашем мире – угасанием близкого че-ловека от деменции.

Уже более 16 лет Юлия Кильтина, врач-терапевт, который возглавляет отделение интенсивного ухода в до-ме-интернате для людей с психическими заболеваниями, помогает семьям справиться с бедой. Сохранить себя, не раствориться в болезни близкого, извлечь максимум пользы из государственной поддержки, действовать гра-мотно и уверенно. Ее профессиональный опыт сложно переоценить, как и невероятный писательский талант. Каждая рассказанная Юлией история, каждая рекомендация наполняет теплом и дает ощущение поддержки мудрым заботливым человеком.

Благодаря этой книге вы узнаете, как:

– грамотно действовать, когда болезнь дает о себе знать (куда везти родного, к кому обращаться, какие меры предпринимать);

– поддерживать себя перед лицом семейной беды и про-должать жить дальше;

– оказавшись перед выбором – перевозить близкого в пансионат или нет, – принять правильное решение;

– не терзать себя напрасным чувством вины;

– как самостоятельно заботиться о родном человеке, если решаете сами бережно ухаживать за ним, удовлетворяя его реальные потребности.

Бесплатно читать онлайн Растворяющиеся люди. Сохрани себя, ухаживая за близким с деменцией


© Кильтина Ю. И., текст, 2024

© Бортник В. О., иллюстрация на обложке, 2024

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024


Введение

Я помню ее до сих пор. Шел 2009 год, и мой совсем юный диплом врача радостно «агукал» в отделе кадров моей первой настоящей, взрослой работы. Уже несколько месяцев я вникала в тонкости жизни сложного организма под названием «психоневрологический интернат», куда пришла врачом-терапевтом в отделение милосердия. Там жили люди, нуждавшиеся в постоянной посторонней поддержке, их жизненный путь подходил к последним станциям этой длинной дороги. Сейчас оно называется «отделение интенсивного ухода», и это отражает суть нашей работы еще полнее.


В тот день она сидела напротив меня – женщина средних лет, в чьих глазах застыли совершенно детское недоумение и страх маленькой девочки, потерявшей в магазине свою маму. Она и в самом деле почти потеряла маму, чья личность уже растворилась в болезни, а тело пока еще сопротивлялось. Но скоро должно было сдаться и оно.

Эта женщина несколько лет ухаживала дома за своей мамой с деменцией, пока ее силы не иссякли. Она выдохлась, истощилась и сама почти растворилась вместе с нею. Пожилая женщина со взглядом испуганного ребенка сидела напротив меня, и в глазах ее отражалось синее весеннее небо. Это небо слезами капало на руки, сжимающие мокрый носовой платок, а я не знала, как облегчить ее ношу, как снять с плеч невыносимую тяжесть, пригибавшую ее к земле. Тогда еще не знала.

Я умела читать анализы, слушать легкие и назначать нужное лечение, когда те, кто жил в интернате, заболевали. Но в медицинской академии нас не учили, как сказать дочери, что ее мать вошла в последнюю фазу деменции и это не продлится долго. Я не понимала еще, как важно бывает родным услышать, что они делали все, что могли, и делали все правильно. Что они не виноваты в болезни близкого, и в том, что не смогли больше ухаживать за ним дома, тоже не виноваты. Что люди – существа из плоти и крови, а не металлические роботы, способные вынести любую тяжесть.

С тех пор прошло много лет, заполненных книгами, учебой и приемом пациентов. Я стала врачом по паллиативной помощи, чья задача – облегчить последние дни тех, кого уже невозможно вылечить. За эти годы сотни судеб описаны синей шариковой ручкой в историях болезни, убаюканы в руках и отпущены с миром туда, где тело – лишний багаж. Сотни рюкзаков печали сняты с плеч тех, кто жил рядом с больным деменцией человеком, и переплавлены мною в опыт и знания. Теперь дети и внуки, мужья и жены пациентов выходят из моего кабинета чуть более легкой походкой и с чуть более прямой спиной, чем заходили. А если и плачут, то скорее от того, что их понимают и принимают. Все эти люди смогли не раствориться вместе со своим родным, сохранить себя целыми. И вы тоже сможете.

Читая эту книгу, вы будете отдавать ей ту тяжесть и глубокую внутреннюю боль, которую носили в себе, пытаясь удержать в руках личность близкого человека, разрушаемую деменцией. Вы обменяете эту боль на тепло и поддержку, почувствуете себя снова живым, имеющим право на собственную жизнь, способным радоваться каждому новому дню.

Вы вспомните, как важно не забывать о себе, заботясь о другом, и получите для этого все необходимые инструменты. Эта книга станет вашим фонарем, освещающим дорогу в той темноте, где вы пока что идете на ощупь, поддержит на этом пути, подарит ценные практические советы по устройству быта, общению и уходу за больным деменцией. Вы будете лучше понимать, что происходит с вашим близким, и научитесь находить баланс между его и своими потребностями. И, перевернув последнюю страницу, вы, возможно, почувствуете, что вашему небу хочется не капать слезами в носовой платок, а ловить синеву в облаках и солнечных зайчиков.

Возьмите меня за руку и двинемся в путь – зайчики сами себя не поймают.

Часть первая

В поисках причин

1. Табу

В нашем мире не принято стареть. Нет, стареть можно, но делать это надо благородно, выкладывая в соцсети фотографии путешествий, хобби, аккуратного макияжа и модной сейчас естественной седины. Или хотя бы ровных рядов банок с домашними заготовками в кладовой, цветущих клумб на даче и собственноручно связанных носочков. Это общественно одобряемая старость, такая, глядя на которую не страшно получить не только пенсионное удостоверение, но даже и прибавку к пенсии за дожитие до 80 лет. И почти никто не говорит об обратной стороне старости, которая гораздо чаще, чем туристические поездки, сопровождает людей в преклонном возрасте: слабость физическая и эмоциональная, снижение памяти, сопутствующие болезни, в том числе и самая табуированная из них – деменция.

Конечно, я обеими руками за то, чтобы люди не боялись своего возраста. Но и идеализировать старость тоже не следует. Потому что из состояния идеализации получается очень болезненное столкновение с реальностью, если наши ожидания оказались от нее далеки. Когда о собственной старости даже не думаешь, потому что чуть за 40 – это самый расцвет жизни; твои дети наконец выросли, и ты предвкушаешь лучшие годы свободы и радости, не зная, что мамина забывчивость – это не просто «погода меняется». Когда вместо утреннего звонка от нее тебе звонят из полиции, потому что нашли ее ночью посреди улицы в одной рубашке, забывшую дорогу домой и не знающую, куда и зачем она ушла.

Хотя старость и не болезнь, она медленно и незаметно отворяет потайную дверь для настоящих недугов. Именно такую старость, закутанную в несколько слоев болезней, видим мы, врачи, в интернатах, а также люди, ухаживающие за своими родными дома. Она непопулярна и некрасива, а порой и мучительна как для самого человека, так и для его близких. Это и есть то, чего общество предпочитает не замечать.

Ведь если о проблеме не думать и не говорить, то ее как бы и нет. А того, чего нет, можно не бояться, правда?

Темы старости, смерти, душевных болезней – табу для обсуждения в нашем обществе. В последние годы это стало меняться, но очень медленно. Люди робко приподнимают с этих сложных и страшных вопросов самый краешек покрывала молчания и поглядывают: а что будет, если…? При этом проблема психических заболеваний, а к ним относится и деменция, еще и крайне стигматизирована.

«Стигма» – это слово, пришедшее из Древней Греции, где оно означало клеймо на теле раба или преступника. И оно как нельзя лучше отражает отношение общества к психическим заболеваниям, когда диагноз «клеймит» своего носителя. Даже венерическими болезнями не так неприлично страдать, как психическими. Возможно, потому, что в этом случае ты как минимум однажды выступил как настоящий герой-любовник или роковая покорительница сердец. И уж тем более никто не стыдится своего хронического бронхита курильщика, хотя этот недуг человек выбирает для себя сам, в отличие от большинства болезней психики.


С этой книгой читают
Если жизнь стала бесцветной, и тебя не оставляет ощущение бега по замкнутому кругу, то пришла пора встретиться с Той, что ведает. Услышать мудрость леса, вычистить метлой все лишнее, прикоснуться к лунной магии и наконец разрешить себе идти своей тропой или лететь. Все зависит от тебя, и как внимательно ты слушала Ту, что ведает.
Путь к богатству ясен и прям, за тысячелетия немало людей прошли по нему и достигли благополучия. Если не пренебрегать их мудростью и усвоить золотые правила, этим путем может проследовать каждый.В 1926 году владелец картографической компании Джордж Самюэль Клейсон опубликовал удивительную книгу: по форме она представляла собой сборник занимательных «вавилонских» притч, по сути – четкое финансовое руководство, направляющее желающих улучшить свое
Как говорить о любви и справляться с горем? Как не запутаться в родителях и перестать быть одиноким? Как понять себя и полюбить этот странный, несовершенный мир? Порой ответы на жизненно важные вопросы можно отыскать в самых неожиданных местах. Например… в классической литературе!Подкаст «Базаров порезал палец» появился в 2021 году и очень быстро оказался на первом месте в списке лучших подкастов согласно редакции Apple Podcasts. Его ведущие – до
Что такое продуктивность? Отказ от тотального контроля своей команды и много отдыха! Звучит как шутка, но такова реальность авторской концепции «10х»: избавьтесь от огромного количества задач и сосредоточьтесь на своих Уникальных Способностях, чтобы добиться невероятного успеха.Откройте мировой бестселлер «Выше головы – прыгнешь!» Дэна Салливана и Бенджамина Харди, занимающий ТОП-20 книг «Амазона» о предпринимательстве, мотивационном менеджменте
Сборник "По ту сторону листа" – это 20 историй.Рассказы написаны в разных жанрах: исповедь, мистический реализм, зарисовки, гротеск. Все они объединены одной общей задачей: показать и, по возможности, осмыслить отношения между людьми."Сегодня многие молодые авторы пытаются представить себе будущее, но создать художественное произведение из своих фантазий получается далеко не у всех. Сергей Носачев умеет придумать интересный сюжет, его герои облад
Зачастую авторы обладают хорошей идеей, но книгу свою раздувают водой. Особенно фантасты. Идеей написания моей книги стало создать такую книгу, которую было бы интересно читать, не возмущаясь "водными" и "графоманскими" излияниями большинства авторов книг. Книга написана нормальным русским языком, почти неформальным. Приятного чтения.
Когда человечество начинает осваивать просторы Галактики, энтузиасты рискуют жизнью ради прогресса и лучшего будущего своей цивилизации.Хелена — программист, домашняя девочка, для которой семья превыше всего, — никогда об этом не мечтала и предпочитала держаться подальше от экстрима. Но так уж получилось — неосмотрительно подписала контракт, расторгать который себе дороже. А, как известно, благими намерениями вымощена дорога в А
Медный век, заря цивилизации. Народ, живущий у моря, с древних времен поклоняется Невидимой Матери и слушает жриц, говорящих от её имени. Но находятся недовольные – их бунт подавлен, они изгнаны за море, чтобы на новой земле создать новый культ, мужской и жестокий.И вот юноше из мирного племени, перед хижинами которого однажды пристали плоты чужаков, придется понять, что же в действительности движет "морскими людьми".