© Булгакова Ю. Л., текст, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
* * *
Я утверждаю, что болезнь – это отрицание чувства и средством от этой болезни может быть только чувство, его переживание.
Артур Янов, американский психолог и психотерапевт, автор первичной терапии, создатель «Орегонского центра чувств»
Дорогие читатели, я Юлия Булгакова – коуч, психолог, композитор и автор книги «Разреши себе чувствовать». Этот воркбук я создала для того, чтобы вы стали внимательнее к своей жизни и не теряли ни одного чувства, ни одной эмоции, ни одной капли ощущений.
Каждое чувство – это сила, красота и часть личного образа, который постепенно создается нами с самого детства под влиянием обстоятельств. То, как мы проживаем радость, боль, гнев, любовь и другие знакомые и незнакомые чувства, делает нас теми, кто мы есть, усиливая наши таланты, потенциал, природную силу и человеческую привлекательность.
Я уверена, что нам очень важно научиться распознавать чувства, слушать их и слышать, называть словами и становиться к себе все ближе и ближе.
Чувства – самый верный компас и ориентир.
Ум может забрасывать нас конструктивными мыслями, анализом, убеждениями и доказательствами, но сердцу это все не нужно, оно всегда знает, чему быть, а чему нет, что делать, а чего не делать, куда идти и чему довериться, кого любить, а кого не допускать в ближний круг. Слушая свои чувства, учась ориентироваться в их глубине и многокрасочности, мы делаем наш жизненный путь во сто крат интереснее, ярче и длиннее…
Этот воркбук поможет вам вести неспешный, искренний и откровенный разговор о чувствах с самым важным человеком на земле – самим собой. И, надеюсь, поможет вам стать себе самым близким другом.
Быть заботливым и внимательным другом себе – это огромная жизненная поддержка, возможность забрать у других людей и обстоятельств ключи от своего счастья.
Уверена, что воркбук будет вам в этом надежным проводником.
Познавая и изучая на этих страницах себя, вы будете удивлены, сколько оттенков и полутонов имеют чувства и сколько неизрасходованной энергии хранится в каждом из них.
Пусть здесь вам будет по-настоящему хорошо.
Мои незримые объятия и поддержка всегда с вами.
Как пользоваться воркбуком?
Заведите новый дневник или поле заметок в телефоне, где вы будете фиксировать выполнение заданий воркбука. Он рассчитан на 30 дней, и любое число достойно стать началом вашего личного месяца чувственности. Более того – этот месяц может длиться куда больше, чем 30 дней: можно проживать одно чувство несколько дней, столько, сколько вам захочется, растягивая весь процесс хоть на целый год, собирая наблюдения и узнавая себя все лучше.
В древнегреческой мифологии за время отвечает не только бог Хронос, но и Кайрос – бог благоприятного момента. И пусть в ваших наблюдениях Кайроса будет чуть больше, чем мы привыкли в наших бесконечных дедлайнах. Пусть с этим воркбуком время идет так, как вам хочется, пусть оно пропитается чувствами, пусть растянется, как меха гармони, пусть все будет искренне и неспешно.
Каждый день будет посвящен какому-то чувству. Конечно, их больше, чем 30, представленных здесь, и вы можете взять любые другие и прожить их с помощью алгоритмов и подходов, которые я описала в этом воркбуке.
Дизайн каждого дня будет выглядеть так:
1. Описание чувства, чтобы вам было легче в поисках ощущений.
2. Вдохновляющие цитаты, фильмы, картины интересных художников, которые помогут подсветить то, что неподвластно словам.
3. Обязательный настрой на день. Вам понадобится внутренний компас.
4. Душевные и необычные авторские вопросы, которые помогают пробраться сквозь оборону ума.
5. Легкая практика на день для наблюдения и исследования той части себя, что все это время оставалась без должного внимания.
6. Вечерний вопрос для подведения итогов и проявления любых чувств.
Я мечтаю, чтобы каждый позволил себе такой чувственный месяц. И уверена, что с помощью этого воркбука вы станете себе понятнее и роднее.
С теплом и поддержкой, ваша Юлия Булгакова
Ежеминутно мы окунаемся в море чувств и эмоций, проживаем веер ощущений, большую часть из которых не замечаем или стараемся не замечать. Незамеченное никуда не исчезает, оно или упорно продолжает заявлять о себе, или залегает на дно и дает о себе знать глубинными толчками, то мягкими и нежными, то сильными, переходящими в шторм, причем тогда, когда мы совершенно к ним не готовы.
Недавно я застряла в лифте: он вдруг резко остановился, кондиционер выключился, кабина погрузилась во тьму. Независимо от того, что я умею создавать оазис спокойствия в любой ситуации и совершенно не страдаю никакими признаками клаустрофобии, несмотря на то, что диспетчер сразу отреагировала и была на связи со мной, несмотря на то, что у меня был включен телефон, тело выдало совершенно непредсказуемую для меня реакцию. Учащенное дыхание и вспотевшие ладони меня удивили, а еще удивили смутные воспоминания из детства, когда я боялась темноты и боялась оставаться одна.
Мне вдруг показалось, будто я маленькая одна в квартире зябким сибирским вечером, забытая заработавшимися родителями, переживающая вселенское холоднючее одиночество.
Страх, ненужность и покинутость – все это я калейдоскопом испытала в застрявшем лифте за какие-то там считаные секунды. 10 минут заточения показались часами, и когда включился свет, я обнаружила, что по моему лицу текут слезы.
Что бы я сделала еще пару-тройку лет назад?
Отряхнулась бы и пошла – много дел, много дел.
Но пока я писала свою первую книгу, мне пришлось сильно измениться.
Я стала более бережно к себе относиться, слышать себя и не подавлять внутренний голос. Изменились у меня и приоритеты восприятия. Сначала чувства – потом ум, сначала сердце и душа – потом голова… сначала отклики внутри – потом действия вовне.
Я дала телу время, «обняла себя», незримо погладила, похвалила и заверила, что Бог на моей стороне.
Ум пытался меня приструнить:
– Ну ты маленькая, что ли? – спросил он презрительно.
– Маленькая! – рявкнула я. И… заплакала.
Он замолчал, сраженный моей искренностью и свободой проявления чувств.
Сделав три глубоких вдоха и выдоха, отжавшись несколько раз от асфальта, я могла идти дальше с пережитым стрессом, завершенным опытом и перевернутой страницей этой истории.
Это заняло 15 минут: дольше, чем я сидела в лифте, но оно того стоило – внутри было спокойствие, легкость и тишина. Никакого стрессового эха.
Как важно дать себе прожить реабилитацию, прочувствовать, отреагировать, «обнять себя», простить, отпустить ненужное и поблагодарить необходимое – в зависимости от прожитого.