© Владимир Владимирович Назаров, 2019
ISBN 978-5-4496-2856-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Мы раздумывали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись. Но в конце концов решили, что Багамы – удовольствие только на две недели, а хороший развод остается на всю жизнь.
Вуди АЛЛЕН (р. 1935), американский кинорежиссёр и актёр.
В добрый солнечный денёк бабьего лета 2009 (именно так – девятого) года прогуливался я по своему любимому городу (Омску), вспоминал одноклассников (осенью одноклассники вспоминаются часто) и неожиданно для себя пришёл к занятному выводу…
Больше половины моих однокашников (как парней, так и девушек) имели как минимум один развод, а примерно пятая часть разводилась дважды. Есть и рекордсмен: разводился трижды. В чём дело?
Почему дети родителей конца 50-х годов, для которых развод был редкостью, почему дети этих родителей разводятся напропалую?
Почему в классах, где я учился (с 1965-го по 75-й годы) разведённые родители считались редкостью, а мои сверстники (включая меня самого) разводятся влёт?
В чём причина?
Наблюдая окружающую жизнь, изучая материалы в открытой публикации (прежде всего – Интернет), забираясь в недра советской и российской статистики, а также – немного зарубежной, автор пришёл к неутешительному выводу: главная причина лежит в государственном устройстве среднего образования.
Подробности – в конце исследования.
Восемь+ академических причин-предлогов
Какую монографию по демографии ни возьмёшь, какой вузовский учебник по семейной психологии ни откроешь, хоть за шестидесятые годы прошлого века, хоть за восьмидесятые того же века, хоть самые последние, – везде встретишь стандартный перечень причин почему разводились советские люди и почему разводятся жители постсоветской России.
Приведём результаты социологического исследования разводящихся пар, которое проводилось уже в XXI веке.
Респонденты назвали следующие причины:
– Материальные и бытовые проблемы – 55%.
– Пьянство одного из супругов – 39%.
– Ослабление ценности семьи для нынешнего поколения – 27%.
– Супружеская неверность – 19%.
– Психологическая несовместимость – 17%.
– Однообразие и скука семейной жизни – 12%.
– Новая любовь – 11%.
– Отсутствие детей – 7%.
– Другое – 2%.
Графически данные выглядят так:
Сложив все проценты, мы получим 189…
???
Как так?
Разве может быть больше 100%?
Больше 100%, конечно, быть не может.
А означает число «189» следующее: одной причины развода не бывает. Всегда присутствует, как минимум, две причины, а чаще – три.
Возникает вопрос: если причины так хорошо известны на протяжении полувека, то почему не принимается никаких мер?
Да потому что многократно пробовали, а «воз и ныне там». Не работает теория.
Дело в том, что перечисленные причины, которые указывали разводящиеся пары, вовсе не причины, а предлоги.
Именно так: пред-ло-ги.
И никак иначе.
Настоящие причины есть, но в них либо признаться стыдно-неудобно, либо разводящиеся пары только чувствуют причину, но не осознают.
Не могут сформулировать.
Иными словами – истинная причина находится где-то в бессознательной части человека, т.е. в той части психики, которая контролю не поддаётся.
…материально-бытовые проблемы – 55%
В середине 50-х годов прошлого века какой-нибудь молодой горожанин вёл молодую жену из ЗАГСа в комнату коммунальной квартиры, где уже обитали на восьми-десяти квадратных метрах его мать, его отец и, как минимум, один брат или одна сестра. Не исключалось и наличие бабушки-дедушки из деревни. Или ещё одного брата, ещё одной сестры.