Разъяснение Верховного народного суда Китая по некоторым вопросам, касающимся применения Общих принципов составления договоров, содержащихся в Гражданском кодексе Китайской Народной Республики
Принято на 1889-м заседании Судебного комитета Верховного народного суда 23.05.2023.
Вступило в силу 05.12.2023
интервью у руководителя Второй судебной коллегии по гражданским делам и исследовательского отдела Верховного народного суда.
Для правильного рассмотрения споров по контракту и споров о правах кредиторов и долгах, не вытекающих из договора, а также для защиты законных прав и интересов сторон в соответствии с законом, данное толкование сформулировано в соответствии с Гражданским кодексом Китайской Народной Республики, Гражданско-процессуальным законом Китайской Народной Республики и другими соответствующими правовыми положениями в сочетании с судебной практикой.
Когда народный суд толкует условия договора в соответствии с положениями пункта 1 статьи 142 и пункта 1 статьи 466 Гражданского кодекса, он должен основываться на обычном значении слов и предложений, при применении и толковании исходить из характера и цели договора, правилах делового оборота и принципе добросовестности, а также ссылаться на предысторию контракта, взаимоотношений сторон, поведения при исполнении и других факторов, чтобы определить значение оспариваемого пункта. Если есть доказательства того, что стороны имеют общее понимание условий договора, которое отличается от обычного значения слов и предложений, и одна из сторон настаивает на том, чтобы условия договора понимались в соответствии с обычным значением слов и предложений, народный суд не будет рассматривать это дело. Если существует более двух толкований пункта контракта, которые могут повлиять на действительность пункта, народный суд выбирает толкование, способствующее действительности пункта; если это контракт на безвозмездной основе, он выбирает толкование, которое является менее обременительным для должника.
При следующих обстоятельствах, если они не нарушают обязательных положений законов и административных регламентов и не нарушают общественный порядок и добрые обычаи, народный суд может признать их «торговыми привычками», как указано в Гражданском кодексе:
(1) Обычная практика сторон при совершении сделок;
(2) Практика, которая обычно принята в местной сфере совершения сделок или в определенной области или отрасли и которая известна или должна быть известна контрагенту при заключении договора. Что касается обычаев совершения сделок, то бремя доказывания лежит на стороне, предъявляющей требование.
Если у сторон возникает спор о том, заключен ли контракт, и народный суд может определить название, предмет и количество сторон, он, как правило, определяет, является ли контракт заключенным. Однако, если иное не предусмотрено законом или стороны не договорились об ином. Если возможно установить, что договор заключен в соответствии с положениями предыдущего параграфа, народный суд определяет содержание договора в соответствии со статьями 510 и 511 Гражданского кодекса. Если заинтересованная сторона утверждает, что контракт недействителен, или требует расторжения или аннулирования контракта и т.д., а народный суд считает, что контракт не заключен, он должен рассмотреть вопрос о том, заключен ли контракт в качестве основного вопроса в соответствии с положениями статьи 53 «Нескольких положений». Верховного народного суда о доказательствах в гражданском судопроизводстве», и может изменить срок доказывания в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.
Если контракт заключается путем проведения торгов и стороны запрашивают подтверждение того, что контракт заключен, когда уведомление о выигрыше тендерной заявки поступает победителю тендера, народный суд должен поддержать его. После заключения контракта, если стороны отказываются подписывать письменный контракт, народный суд определяет содержание контракта на основании тендерной документации, конкурсной документации на участие в торгах и уведомления о победе в тендере. Если контракт заключается с помощью методов публичных торгов, таких как выездные аукционы и онлайн-аукционы, и стороны запрашивают подтверждение контракта, когда продавец отказывается от участия в торгах, а электронная торговая система подтверждает сделку, народный суд должен поддержать его. После заключения контракта, если стороны отказываются подписывать письмо с подтверждением сделки, народный суд определяет содержание контракта на основании объявления об аукционе, предложения участника торгов и т. д. Такие учреждения, как биржи прав собственности, руководят аукционами и листинговыми сделками, а их опубликованные объявления об аукционах, правила торговли и другие документы публично определяют условия заключения контракта. Если стороны запрашивают подтверждение того, что контракт заключен с момента выполнения условий, народный суд должен поддержать это.
Если третья сторона совершает мошенничество или принуждение с целью заставить стороны заключить договор, противоречащий их истинному смыслу, и сторона, понесшая убытки, требует от третьей стороны взять на себя ответственность за компенсацию, народный суд должен поддержать это в соответствии с законом; если стороны также при нарушении принципа добросовестности народный суд определяет соответствующие обязанности, исходя из их соответствующих недостатков. Однако, если закон или судебное толкование предусматривает иное в отношении гражданской ответственности сторон и третьей стороны, необходимо соблюдать его положения.
Если стороны договорились заключить контракт в течение определенного периода времени в будущем в форме письма о подписке, письма о заказе, письма о бронировании и т. д. или внесли депозит для гарантии заключения контракта в течение определенного периода времени в будущем, и способны определить предмет, субьект и т. д. договора, который должен быть заключен в будущем, народный суд должен определить, что договор бронирования заключен. Подписывая письмо о намерениях или меморандум о взаимопонимании, стороны лишь выражают свое намерение совершить сделку и не договорились о заключении договора в течение определенного периода времени в будущем, или, хотя соглашение есть, трудно определить предмет, содержание и т. д. если одна из сторон выступает за заключение контракта о назначении на должность, народный суд это не поддержит. Форма подписки, форма заказа, форма бронирования и т.д., заключенные сторонами, достигли соглашения о предмете, количестве, цене или вознаграждении по контракту и соответствуют условиям заключения контракта, указанным в пункте 1 статьи 3 настоящего Толкования. Это прямо не оговорено что в будущем в течение определенного периода времени будет заключен другой контракт, или, несмотря на наличие соглашения, одна из сторон совершила акт исполнения, а другая сторона принимает его, народный суд определяет, что этот контракт является действительным.