Я – Александр Оришев. На моем счету защищенная докторская диссертация, руководство большими и малыми научными коллективами, организация нескольких избирательных кампаний, роли в документальном кинематографе и два десятка серьезных книг, рассчитанных на самую разнообразную аудиторию: от воспитанников-студентов до матерых политтехнологов. Однако до сих пор не было книги о главном – о моих замечательных друзьях, о людях, которые встретились мне на жизненном пути.
Жанр этой книги определить непросто. Это и воспоминания о годах детства, юности и зрелости. Это и собрание легенд, захватывающих историй, свидетелем которых мне пришлось быть. Можно встретить и описания великой русской природы, повадок рыб, обитающих в реках и озерах, животных, населяющих наши леса. Полезно будет почитать ее тем, кому интересны вопросы выживания на российских просторах.
Красной нитью проходит тема рыбалки, которая выходит за рамки спорта или отдыха. Она лучший способ рассказать о людях. Здесь нет громких разоблачений, сенсаций. Книга адресована, прежде всего, моим друзьям. Рассказы о них – неотъемлемая часть раздумий о долге, чести, человеческом достоинстве и товариществе.
Гора к горе не придет, а человек к человеку приходит. Если кого и не упомянул – не судите строго. Быль – она ведь не сказка, из нее слово не выкинешь. «Барон Мюнхгаузен знаменит не тем, что летал на луну, а тем, что не врет», – признался однажды герой популярного фильма. Так и автор. Все, что написано в книге, случилось со мной и моими друзьями на самом деле. Надеюсь, память меня не подвела. А если что-то упустил, то по причине того, что еще не настало время раскрыть все тайны. Поэтому будем считать, что на стол легла роман-поэма. А насколько увлекательной она получилась, пусть решит читатель.
Глава 1. Кубена – голубая жемчужина Севера
Жизнь дана для счастья. Только у каждого счастье свое. Для меня – это река Кубена – маленький водный рай на планете Земля. Протекает она в Архангельской и Вологодской областях и впадает в озеро Кубенское. Название реки можно перевести как «голубая вода». Она такая и есть, ни одно море не может сравниться с Кубеной голубизной своей воды. А когда-то Кубена была судоходной. Дядя отца моей бабушки, Александры Ивановны Никуличевой, считался зажиточным человеком, владел лесопильным заводом. Одно время с ним пытался конкурировать барон Гаппе. Только не выдержал немец конкуренции: его лесопилка перестала гудеть, навсегда замолкнув. А дело нашей семьи продолжало процветать. Как мне рассказывали, прадед очень хотел быть похожим на своего преуспевающего родственника, иногда приговаривал: хочу разбогатеть и стать таким как дядя. Но судьба с ним распорядилась иначе. Богатства он не нажил, а под раскулачивание попал. И каждый раз, когда я пытался заговорить с бабушкой на тему кулачества, она резко меня обрывала. Не нравился ей этот разговор.
Кубена – это река детства, на ней стоит моя родная деревня Кузьминское. Здесь я поймал свою первую рыбу. Случилось это в десять лет – уже зрелый возраст для первой рыбалки (сын мой первым трофеем отметился в пять лет). Я же в эти годы промышлял только грибочками и был по-детски счастлив. А с первой рыбкой получилось так: бабушка моя, Александра Ивановна, отправившись на почту, которая была на другом берегу, велела мне ее дожидаться.
На лодке бабушку перевозил дядя Коля Оришев, подрабатывавший тогда перевозчиком. Он и дал мне ответственное поручение: следить за его удочкой, которую забросил на перевозе, а сам взялся за весла и в путь. Прошло минут десять, двадцать, поплавок мирно покачивался на волне, затем стал медленно тонуть, а потом и вовсе скрылся под водой. Дрожащими руками схватил я березовое удилище и рванул на себя. И через мгновение в руках моих оказалось маленькое полосатое чудо – окунек, так жадно заглотивший червячка, что спастись у него шансов не было. Схватив окуня, я буквально сошел с ума от радости.
– Дядя Коля, дядя Коля, окунь! – Начал кричать я через всю реку. Этот крик, наверное, разбудил все живое и неживое вокруг, вплоть до обитателей деревенского кладбища с противоположного берега.
– Молодец, малец! Бери окунька! Это твой трофей, заслуженный! – вернувшись, дядя Коля не только отдал мне мою добычу, но и добавил к улову несколько плотвичек, которых в тех местах называют сорожками.
Так состоялось мое рыболовное крещение. Невероятно довольные таким царским подарком мы с бабушкой отправились домой. Рыбаком дядя Коля считался знатным. Сети в те годы были редкостью. Дядя Коля же обладал стометровой сетью ручной работы, что служило предметом зависти для деревенских мужиков. И хороших упитанных лещей доставлял он к столу регулярно.
Надо сказать, что приобщивший меня к рыбалке дядя Коля Оришев – мой однофамилец. Не исключено, что и родственник, только родство это покрыто тайной. А у фамилии нашей знатная история. Ее корни уходят в глубокое дохристианское прошлое. Как говорится, высокое имя лучше высокой крыши. По одной из версий наш пращур – древний славянский бог Орий (Арий) – сын Дажьбога и Живы. Он покровительствовал рыбакам и охотникам, т.е. сама судьба ниспослала мне удачу в этом деле – занятии для настоящих мужчин.
Бог Орий также считается мифическим прародителем русского народа. Характерно, что фамилия «Оришев» встречается на Кавказе и буквально означает «русский», т.е. горцы давали такие фамилии тем, кто считался выходцем из России.
Что касается славянского происхождения фамилии, то «Оришев» означает «ратник», т.е. защитник земли русской. Известен и глагол «орать», т.е. пахать, обрабатывать землю. Так или иначе, но фамилия «Оришев» тесно связана с историей расселения русских на севере европейской равнины. Поэтому неслучайно, что она так распространена в Вологодской области.
И, конечно, не стоит удивляться, что в нашем роду было столько знатных рыболовов и защитников Отечества. Удачливым рыбаком слыл Анатолий – первый муж бабушки Шуры. Погиб он от немецкой пули на Орловщине, так и не вкусив радости победы. Рыбалку очень любил отец. Отдав всю жизнь Советской армии, он нечасто наведывался в Кузьминское, но про Кубену не забывал. Любили выбираться на речку дед Александр и его брат, которого я звал «дядя Федя». Оба воевали с немцами и оба вернулись с фронта.
Только в 80-е нам с бабушкой порой было невесело. Мужчин в нашем роду почти не осталось, а гости были редки. О таком развлечении как телевизор мы могли только мечтать. Самым ценным гостем в нашем кузьминском доме считался дядя Валя Калинин – бабушкин двоюродный брат. Это был замечательный человек, с тонким чувством юмора, с неповторимым вологодским говорком. Не любил он почему-то советскую власть, но это уже отдельный разговор. Зато очень любил рыбалку и походы с ним на речку всегда приносили удачу.