Лена Лисейкина - Россия: порталы в прошлое. Как выглядит замок, построенный на спор, почему Шервудский лес оказался в Подмосковье и где Гагарин мечтал о звездах?

Россия: порталы в прошлое. Как выглядит замок, построенный на спор, почему Шервудский лес оказался в Подмосковье и где Гагарин мечтал о звездах?
Название: Россия: порталы в прошлое. Как выглядит замок, построенный на спор, почему Шервудский лес оказался в Подмосковье и где Гагарин мечтал о звездах?
Автор:
Жанры: Архитектура | Путеводители
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Россия: порталы в прошлое. Как выглядит замок, построенный на спор, почему Шервудский лес оказался в Подмосковье и где Гагарин мечтал о звездах?"

В изысканные дворцы съезжались именитые гости, гремела музыка, в залах с причудливой лепниной и росписями устраивались балы. Хозяева удивляли архитектурными решениями и показной роскошью.

А сейчас по некогда помпезным комнатам гуляет ветер… Но они все еще готовы поделиться увядающей красотой, напомнить о прошлом величии и раскрыть секреты, хранимые десятилетиями.

«Россия: порталы в прошлое» – это возможность оживить былое.

Побродить по парку, где прохаживались Толстой и Менделеев, набрести на Шервудский лес в Подмосковье, поразглядывать домики в виде лего и усадьбу, похожую на торт.

Очутиться в замке, скрывавшем любовный треугольник. Узнать, кто проклял тверское поместье, в каком подземелье находилась тайная канцелярия и зачем кошкам отдельная комната со слугами.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Россия: порталы в прошлое. Как выглядит замок, построенный на спор, почему Шервудский лес оказался в Подмосковье и где Гагарин мечтал о звездах?


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© Лисейкина Л., 2023

© ООО «Издательство АСТ», 2024

* * *

Введение

В этих величественных и роскошных дворцах устраивались приемы, а иногда вершились судьбы. В богато украшенных залах играли приглашенные музыканты. По огромным паркам, спланированным именитыми заграничными мастерами, прогуливались дамы в кринолинах. Запряженные породистыми лошадьми экипажи подъезжали к парадным воротам. Залы с лепниной и росписями на стенах поражали воображение гостей, а хозяева старались удивить всех самыми необычными архитектурными и инженерными решениями.

Но у истории были свои планы. Сейчас эти дворцы надежно спрятаны в небольших городках, селах и деревнях, среди леса и зарослей. В некогда роскошных залах гуляет ветер, краски поблекли, штукатурка осыпалась, а от богатых интерьеров не осталось и следа. Но они по-прежнему хранят свои тайны.

Более 15 лет я исследую заброшенные усадьбы, храмы, поселки и города. Оказываясь в подобных местах, я всегда пытаюсь представить, что за люди тут жили, о чем мечтали, к чему стремились. Есть в таких уголках особая атмосфера, которую невозможно почувствовать в музее. Надеюсь, мне удалось хоть немного передать ее на страницах этой книги.

Все началось с коротких поездок по окрестностям Москвы, но постепенно география путешествий расширялась. Есть особое удовольствие в том, чтобы находить точку на карте, сначала изучать все по спутниковым снимкам, потом искать дорогу на местности и в конце концов исследовать то, что некогда было роскошным имением. Постепенно то, что на первый взгляд казалось просто очередной «заброшкой», начинает раскрывать свои секреты.



Заходишь внутрь – и обнаруживаешь старинные росписи и лепнину на стенах. Начинаешь изучать историю небольшого села с заброшенной усадьбой в центре, и оказывается, что тут в гостях бывали известные писатели и политики XIX века.

Руины могут рассказать занимательные легенды. Например, о том, как хозяйка имения обустроила отдельную комнату для любимых кошек. Или как владелец организовал личную пожарную команду и ездил тушить горящие дома в окрестных деревнях. В другой усадьбе каждая из 25 комнат была оформлена в своем стиле – восточном, китайском, русском, с полностью зеркальными стенами. Затерявшийся в тверских лесах замок может поведать о любовном треугольнике, где жена выбрала в любовницы для мужа девушку, которую сама воспитала и которой полностью доверяла.

Постепенно эти места, словно бусинки, нанизывались на ожерелье истории, а то, о чем я когда-то читала в учебниках, начало обретать новую форму: теперь к событиям прошлого можно в прямом смысле прикоснуться.



А ведь кроме дворянских и княжеских усадеб есть еще целые заброшенные поселки, которые больше похожи на города – настолько они большие. Им тоже есть что рассказать любопытным исследователям. Правда, часто это истории об обмане и невезении.

В книге собраны очерки о впечатляющих усадьбах и поселках. На фотографиях я постаралась передать их увядающую красоту. Вне зависимости от того, будут ли они восстановлены или превратятся в груду кирпичей, снимки останутся частью истории.


Предлагаю прогуляться со мной по заброшенным местам и послушать их воспоминания.

Лена Лисейкина

https://ok.ru/liseykina

https://dzen.ru/liseykina

https://vk.com/travel_with_camera

Усадьбы

Усадьба Храповицкого. Владимирская область


По одной из версий, этот дворец-замок был построен на спор. Видный промышленник Владимир Семенович Храповицкий поспорил со своим французским другом, что возведет во Владимирской глубинке дворцовый комплекс, ничем не уступающий резиденциям знатных особ. И ведь смог! Причем довольно быстро.

Всего за пять лет, с 1884 по 1889-й, был сооружен главный усадебный дом и несколько парков в лучших европейских традициях, устроены каскад прудов, конный и скотный дворы, дендрарий, музыкальный и лодочный павильоны, водонапорная башня, музыкальная школа для детей-сирот, пристань. Были даже собственная ветка железной дороги и небольшая станция – по ней отправляли лес, на заготовках которого и разбогател Храповицкий.

Думаете, на фотографии сам замок? Как говорят местные экскурсоводы, многие туристы считают, что это и есть роскошный дом Храповицкого. В принципе, не удивительно.

Есть легенда, что после завершения строительства Владимир Семенович позвал в гости друга, с которым когда-то затеял этот спор. Тот осмотрел имение и, не скрывая восторга, заявил: «Да, это очень похоже на мое родовое имение во Франции и ничем не уступает ему по красоте!», на что Храповицкий ответил: «Это всего лишь место, где живут лошади».

Так что на фотографии всего лишь скотный и конный дворы, при этом последний был двухэтажным. На первом жили породистые лошади, а на втором – крестьяне, которые за ними ухаживали.



Через несколько лет после постройки усадьба была немного расширена. У нее появилось правое крыло с прямоугольной башней, которое сделало дом окончательно похожим на замок.

Точно не известно, кто был архитектором второй части. Первую возводил Петр Самойлович Бойцов, но вот когда Храповицкий захотел сделать пристройку, они то ли не смогли договориться, то ли поссорились. В общем, одни считают, что Бойцов отказался продолжать работу в усадьбе. Другие – что сначала отказался, но потом передумал. В любом случае, несмотря на то что две части здания построены в разное время и, возможно, разными людьми, смотрится все очень органично благодаря связующим архитектурным элементам и орнаментам.

После расширения дворца там было больше 80 комнат и самые современные инженерные решения – электричество, водопровод, канализация, даже телефон. Звонить можно было по всей территории имения и во Владимир.

Когда случилась революция 1917 года, Храповицкий не хотел допустить расхищения усадьбы и сам отписал все новому правительству. Часть ценностей была вывезена в музеи, часть бесследно исчезла. Что-то нашли потом в домах у местных крестьян.

Дата смерти и место захоронения Храповицкого очень долго оставались неизвестными, пока несколько лет назад могила Владимира Семеновича не была случайно обнаружена на русском кладбище в немецком Висбадене.



Его супруга провела остаток жизни в бедности. Она даже пыталась писать письма крестьянам и просить о помощи, апеллируя к тому, что к ним хорошо относились, содержали школы, обучали музыке и столярному делу, оставили огромную усадьбу. Но ей так никто и не помог – лишь высмеивали в местных газетах.

Долгое время в усадьбе размещался лесной техникум. Она пережила несколько пожаров, прорыв канализации. Лет десять назад это место было вотчиной местных мальчишек, пока кто-то из них не сорвался с крыши. Тогда дворец обнесли забором, поставили камеры и посадили охрану.


С этой книгой читают
Триста с лишним лет назад на берегах Невы возник город, которому была суждена великая судьба. История «блистательного Санкт-Петербурга» неразрывно связана с этой рекой. Она стала «главной улицей» города, к которой были обращены фасады дворцов и особняков, а ее величественные гранитные набережные, причалы и спуски стали украшением молодой столицы, приводя в восхищение иностранных гостей.По Неве доставляли «Гром-камень» для постамента Медному всадн
Зачастую мы так спешим от метро до работы и обратно или торопимся к месту встречи, что не замечаем многого даже на хоженых-перехоженых улицах. А уж заглянуть в тихий переулок обычно и в голову не приходит! Московские переулки дарят нам столько ярких впечатлений и хранят столько тайн и загадок, что приходится лишь удивляться, как близко к нам на самом деле находятся эти удивительные места.Каждое из описанных в книге зданий расположено в пяти-семи
Каждое утро архитектор и писатель Майкл Соркин идет из своей квартиры в Гринвич-Виллидж через Вашингтон-сквер в свою мастерскую в Трайбеке. Соркин не спешит; и он никогда не пренебрегает тем, что его окружает. Напротив, он уделяет всему вокруг самое пристальное внимание. В «Двадцати минутах на Манхэттене» он объясняет, что видит, что представляет, что знает. При этом перед нами раскрываются невероятные слои истории, инженерного дела, искусства и
Учебник «Церковная архитектура и изобразительное искусство» разработан на основе курса, читавшегося автором в Свято-Филаретовском православно-христианском институте в 1992–2015 годах.Содержание и методика преподавания курса являются частью диссертации А. М. Копировского на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, защищенной в Институте художественного образования Российской академии образования в 2006 году.Учебник состоит из двух ч
Динамично и оригинально автор описывает «трудовые будни» налогового консультанта Стаса Савельева, жизнь которого прямо на наших глазах превращается в настоящий боевик. Интеллектуальные поединки, сложные комбинации, засады, риск и, конечно, настоящая любовь – все это мы переживаем в книге вместе с главным героем. Повествование основано на реальных событиях – рейдерский захват предприятия, – и это еще больше интригует читателя. Оказывается, на эту
Ой, тут такое начинается… Такое…Просто жуть берет. А как иначе? Будущее Мировое Зло, Темный Властелин, Воплощение Ужаса, как-никак. И не нужно обзывать моральным уродом. Мораль есть, но своя, демонская. Ничего не свято? Очень даже свято. Личная выгода. Слишком все просто? Да ну, вы просто не учитываете кванты… А они – такие сволочи.Ну-с… Желаете знать чем дело кончится? Присаживайтесь. Вот так, в кружок. Теснее, теснее..Налей-ка мне… Мой рассказ
Я была идеальной женой идеального мужа. Ну, так мне казалось. Мои иллюзии разбились в тот самый миг, когда я застала любимого и единственного за изменой. А что обычно делает обиженная и растоптанная женщина? Правильно, кучу глупостей. Например, просыпается в объятиях огромного страшного мужика в костюме зайца и слушает советы абсолютно отбитых подруг. И последствия этого безумия могут оказаться совсем уж катастрофическими.
«Три товарища» – самый красивый в двадцатом столетии роман о любви…Самый увлекательный в двадцатом столетии роман о дружбе…Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю двадцатого столетия.«Возлюби ближнего своего» – роман о немецких эмигрантах, вынужденных скитаться по предвоенной Европе. Они скрываются, голодают, тайком пересекают границы, многие из их родных и близких в концлагерях. Потеряв родину и привычный