Мы с вами живем в необычной стране. Почему-то те или иные государства принято сравнивать между собой по научным и техническим достижениям, по уровню промышленного и сельскохозяйственного производства, по доходам, прибылям. Сопоставляют и по искусственным критериям общественно-политического устройства. Но ведь все это низшие уровни человеческой жизнедеятельности – материальные или вообще на уровне домыслов. А если взять другой критерий – кстати, вполне реальный, доступный для качественной и количественной оценки. В какой стране на ее историческом пути проявило себя больше святых? Вот тут сравниться с Россией не смогла бы ни одна держава. Ни одна даже близко до такого уровня не дотягивает.
Об этом и рассказывает книга, которую вы держите в руках. Она ни в коей мере не претендует на полноту материала. Чтобы описать, даже очень сжато, всех святых Русской земли, их явления, прямое и косвенное участие в истории нашего государства, понадобились бы сотни томов, многолетние труды кропотливых исследований – причем многих авторов, сил и жизни одного человека на такое полное собрание явно не хватило бы. Я же попытался собрать и передать только общую картину, способную дать представление о подобных особенностях России.
В духовных и исторических событиях нашего прошлого участвовали не только те святые, кто родился на русской земле. Проявляли себя и ангельские силы, пророки, апостолы, мученики и чудотворцы раннего христианства. Однако и их в народе любили, чтили, они тоже становились как бы своими, «русскими». Конечно же, не оставляла нашу землю вниманием Пресвятая Богородица. Являлась людям Сама, подавала помощь через Свои многочисленные чудотворные иконы. Но от века к веку умножалось и количество русских святых. Благоверные князья и цари, мудрые святители, сонмы преподобных молитвенников, праведников, мучеников.
А все это, в свою очередь, отражалось на народном сознании. Формировало неповторимый русский характер, национальную психологию. Те самые «загадки русской души», над которыми в разные времена ломали головы и разводили руками иноземцы. Православная атмосфера на Руси причудливым образом переплелась и с древней дохристианской культурой. В результате возникали свои, национальные обряды церковных праздников – и они тоже становились особенными, общенародными, неотделимыми и органичными в жизни всей страны и каждого человека.
В конце концов, и сам русский народ возник уникальным образом – от крещения, стиравшего религиозные различия разрозненных племен и сливавшего их в единую общность. Не по происхождению, а по вере. Не генетическим, а духовным путем. А потом и Северная, Святая Русь взращивалась и формировалась святыми. От Андрея Боголюбского к Всеволоду Большое Гнездо, к Юрию и Ярославу Всеволодовичам, Александру Невскому, Даниилу Московскому, Ивану Калите, святителям Петру и Алексию Московским, Дмитрию Донскому, Сергию Радонежскому и сотням, тысячам других Божьих угодников. Из захудалой лесной окраины поднялась обновленная могучая держава. Россия.
Как тут не вспомнить Евангельскую притчу, которую Спаситель рассказал иудейским первосвященникам и фарисеям незадолго до Своей Крестной Жертвы? «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин дома, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21: 33–45).
Архистратиг Михаил.
Дни почитания 8 (21) ноября, 6 (19) сентября.
В страшном 1238 году полчища Батыя, опустошив Рязанскую и Владимирскую землю, двинулись на Новгород. Весь город вместе с юным князем Александром, будущим Невским, готовился к отчаянной и, скорее всего, последней битве. Горячо молился о заступничестве. Господь и Пресвятая Богородица услышали их. Не дойдя до Новгорода всего сотню вёрст, вражеская лавина вдруг остановилась – и повернула в другую сторону, на юг. Историки до сих пор спорят о причинах такого решения Батыя. А Волоколамский патерик сохранил предание, что хану явился грозный Ангел, запретив идти дальше. Через два года в захваченном Киеве Батый увидел фреску с изображением Архистратига Михаила и узнал его: «Сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»…
Само имя Архангела – это краткий рассказ о первой вселенской битве сил добра и зла. Когда Господь сотворил сонмы ангелов, во главе их стоял Денница, или Люцифер, самый сильный и умный. Возгордившись, он восстал на Творца, увлекая за собой часть бесплотных духов. Но самый решительный и верный воззвал: «Кто как Бог?», что и звучит по-еврейски – Михаил. Повел ангелов в сражение и низверг в преисподнюю Денницу-сатану с его полчищами, обратившимися в бесов. Михаила упоминает один из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы», и в Православии его называют «архистратиг» – главнокомандующий. Святитель Макарий Московский писал: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Архистратига Михаила против силы дьявола».
В Ветхом Завете ангелы редко называются по именам, но церковное предание полагает, что Господь после изгнания Адама и Евы поставил охранять врата рая как раз Михаила с огненным мечом (Быт. 3:24). Он был покровителем народа Израиля, выводил из Египта в огненном столпе, потопил армию фараона (Исх. 14:19; 24:20). Он стоял с обнаженным мечом на пути волхва Валаама, не позволяя выполнить заказ царя Валака, проклясть богоизбранный народ (Чис. 22: 22–35). Он явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона, назвав себя «вождь воинства Господня» (Нав. 5: 13–15). При осаде Иерусалима царем Ассирии Сеннахиримом он в одну ночь уничтожил огромную ассирийскую армию (4Цар. 19:35). Как видим, Михаил выступает грозным воителем Господа, сокрушая Его врагов.