В переводе с латинского слово Розарий означает «венок из роз». Несомненно, что сама Богородица вдохновляла разных людей на чтение молитв.
Одна форма Розария сменяла другую. Розарий постоянно видоизменялся и совершенствовался. Поистине Розарий является формой народного благочестия.
История Розария уходит вглубь веков. Считается, что аналог Розария возник примерно в 800 году в Ирландии. Монахи читали 150 псалмов в течение дня, но люди, не умевшие читать, заменяли чтение псалмов молитвой «Отче наш». Для счета молитв использовались четки.
Во времена своего младенчества Розарий не включал в себя молитвы «Радуйся, Мария». Она, какой мы знаем ее теперь, появилась лишь в 16 в. У этой молитвы сложная история. Корни ее лежат в двух текстах Евангелия от Луки: ангельского приветствия («Радуйся, благодатная, Господь с тобою») и слов Елизаветы («Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего»).
После того как появилась первоначальная форма «Радуйся, Мария», некоторые христиане в 12 в. начали молиться, отсчитывая по четкам 150 таких молитв – так же, как 150 «Отче наш». Постепенно эти практики слились воедино. Вначале существовал Розарий из 300 молитв (150 пар из «Отче наш» и «Радуйся, Мария»).
Преданные сердцу Марии приносили ей свои молитвы подобно венкам роз, розариям. В своем ставшем легендой явлении молодому монаху, читавшему по четкам «Радуйся, Мария», Пресвятая Дева возложила на плечи его гирлянду из сияющих роз. Возможно, именно с тех пор молитвенный ритуал с использованием молитвы «Отче наш» и «Радуйся, Мария» стал называться «Розарием».
Приблизительно к 1400 г. некоторые уже читали Розарий из 15 «Отче наш» и 150 «Радуйся, Мария», поделенных на 15 десятков. В этом Розарии использовалась ранняя, краткая форма «Радуйся, Мария», и в конце каждой десятки не читали «Слава Отцу…».
В то же время получало распространение другое новшество в христианской молитве: размышление о тайнах веры и событиях жизни Иисуса и Марии. В середине 15 в. один картезианский монах составил список из 50 тайн для размышления с последующим чтением «Радуйся, Мария». У других были свои перечни тайн и соответствующие молитвы.
В своем современном виде тексты для размышления берутся из Писания и соответствуют 15 традиционным тайнам.
Практика чтения Розариев существует в католической традиции христианства и поощрялась Римскими Папами в разные периоды времени.
Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Слава…», которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям. Существуют три вида тайн:
Радостные, в которых размышляется о тайне Божией любви:
Благовещение Божией Матери,
Посещение Девой Марией св. Елисаветы,
Рождение Иисуса Христа,
Сретение Господне,
Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме.
Скорбные, в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие:
Предсмертное борение в Гефсиманском саду,
Бичевание Иисуса Христа,
Увенчание терниями,
Крестный путь,
Смерть на кресте.
Славные, в которых прославляется Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни:
Воскресение Христа,
Вознесение Христа,
Сошествие Святого Духа на Апостолов,
Успение Пресвятой Богородицы,
Увенчание Девы Марии небесной славой.
Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 3 вида тайн, состоит, следовательно, из 3 кругов.
Порядок чтения Молитвы Розария
Совершается крестное знамение, целуется крест на чётках и читается вступительная молитва Розария.
Берётся крест и читается «Апостольский символ веры».
Берётся первая бусинка и читается «Отче наш».
На трёх следующих – три раза «Радуйся, Мария». После этого – «Слава…». Эти молитвы составляют вступление Розария.
После этого объявляется название вида тайн и первой тайны. На большой бусинке читается «Отче наш», на маленьких десяти – «Радуйся, Мария». В конце каждой тайны произносится «Слава…».
По окончании молитвы по Розарию читаются заключительные молитвы. В 2002 г. папа Иоанн Павел II добавил (точнее, «рекомендовал» не в обязательном порядке) светлые тайны к трём исторически существовавшим: радостным, скорбным и славным.
В православии нет традиции чтения Розариев. Однако прообраз молитвы по четкам мы можем найти в старообрядчестве. Для счета молитв использовалась Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. «лествица», то есть лестница) – разновидность чёток для счёта молитв, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 «ступеней» (по-иному «бобочек»), разделённых на неравные группы.
Лестовка замкнута в кольцо в знак непрестанной молитвы и при этом знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на Небо.
С лестовкой в руках традиционно изображается преподобный Серафим Саровский, который имел особые отношения с Богородицей.
По великой милости Небес с 2000 года я стала слышать и различать слова, приходящие из Высших Миров. Сначала это были наставления моего Учителя, находящегося на Высшем плане Бытия. В 2004 году я получила Мантию Посланника, которая позволяет особым образом в определенное время получать Послания Учителей человечества, среди которых – Возлюбленная Мать Мария.
В 2005 году по вдохновению, данному мне Учителем, я стала составлять Розарии, в которых использовалась католическая матрица чередования молитв.
Однако вместо тайн, которые читаются в католицизме, Владыки рекомендовали вставлять фрагменты текстов Посланий, данных ими через меня.
Используемая мной в Розариях молитва «Символ Веры» была дана моим Учителем. Молитвы «Отче наш» и «Богородица» взяты из православного молитвослова.
В отличие от общепринятой вступительной молитвы («Во имя Отца, Сына и Святого Духа»), я по наитию упоминаю также Божественную Мать. И молитва звучит так: «Во имя Отца, Матери, Сына и Святого Духа. Аминь!»
Также и в молитве «Слава…» теперь упоминается женская ипостась Божества, Женский, Материнский аспект Бога, что призвано восстановить нарушенное равновесие между мужским и женским аспектом проявления Бога: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и Божественной Матери, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».