Алексей Фоминых - Рубашка для солдата

Рубашка для солдата
Название: Рубашка для солдата
Автор:
Жанры: Современная русская литература | Книги о войне | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Рубашка для солдата"

Алексей Фоминых – известный вятский краевед, историк, журналист. В очередной его книге собраны исторические миниатюры, посвященные военной истории России. Яркие наблюдения, неизвестные ранее исторические события, личный опыт работы с артефактами – все это переплелось и с историей семьи автора. Книга несомненно представляет интерес как для читателей, интересующихся военной историей России, так и для старших школьников, преподавателей и студентов.А идея автора, что история семьи – это и есть главная история нашей Родины, России, будет близка и понятна читателям, независимо от возраста и места проживания.

Бесплатно читать онлайн Рубашка для солдата


Рубашка для солдата

Посвящается бабушке моей жены Анастасии Фёдоровне ТЮЧКАЛОВОЙ, перенёсшей все тяготы военной поры и трудности времени мирного, рассказавшей мне эту историю летом 2009 года.

Война шла уже 2 года. Здесь в Кировской области был глубокий тыл. Но в городах и деревнях с замиранием сердца прислушивались к фронтовым сводкам. Большинство мужчин воевали – женщины же несли на своих плечах основной груз работы в цехах предприятий и на полях колхозов.

И прислушивались люди к шипящим динамикам – как там на фронте, где мой, когда отвоюет, когда прогонят уж супостатов… Серьёзный и строгий голос Левитана сообщал об освобождённых населённых пунктах, о вышедших из окружения частях.

Как будто среди хаоса радиопомех проглядывал луч надежды на лучшее и укреплялись слабые женские руки на работу мужскую, тяжёлую, неподъёмную.

И в деревне Тючкалы каждый день слушала радио молодая женщина – жена солдата. Вот только перед войной поженились и счастьем взаимной любви ещё насладиться не успели.

Война. Повестка. Фронт.

А молодой жене, Анастасии, а по-простому – Тасе, выпала доля тяжкой работы. И лес валить приходилось. И пахать и стоги метать.

Но самое страшное лес валить – зима, мороз – норму не сделали так бригадир и пайку урежет. А где зазевалась, того и гляди, деревом придавит. Строг был бригадир, строга была и природа в лесу, а сугробы чуть не по пояс – ходить невозможно.

И все это, в двадцать с небольшим лет.

Принято считать лесоповал уделом заключённых, а вот у нас молодые бабы лес валили и не в наказание, а во исполнение лозунга «Все для фронта все для победы!»

За работой тяжкой одна мысль, где он там, мой суженый, как он там, не голодает ли, не замерзает ли, миновала ли его пуля вражья…

День да ночь – сутки прочь.

И уж зима прошла, началась полевая страда. Погнали наши войска фашиста, уж к границам враг откатился, бессилен он остановить Красную Армию. И там далеко от родного дома, воюет где-то и муж Таси, Василий, знать хорошо воюет.

A в маленьком шипящем наушнике, все бодрее звучит, ставший уже родным голос: «ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМ БЮРО: СЕГОДНЯ НАШИ ВОЙСКА В ХОДЕ УПОРНЫХ БОЕВ ОВЛАДЕЛИ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ.»

Как-то в один из летних дней шла Тася по деревне усталая, руки поднять от работы не можно. Тут подружка ее Нюрка окликнула:

–Подь, – говорит, – сюда. Чего узнала то я – в Суне эвакуированная живёт из Ленинграда. Так она заведующей магазина там была. Бают рубашки у неё мужские – ну просто на загляденье – модные в полоску мелкую.

–Нюр, так и денег – то нет, зачем и идти то, мало ль у кого что есть…

–Да ты погодь, Тась, деньги-то ей и не нужны, на что они, коль есть нечего, она товар на картошку меняет.

– Слава Богу, уродилась картошка-то нынче. Вот уж и сушить ее начали в печи, в сельсовете принимают сушёную для фронта, солдатам.

–Давай нынче уговорим Ивaныча, даст поди лошадку, дак и съездим в Суну-то.

Решили подружки ехать за нарядными рубахами для мужей, воюющих где-то далеко на Западе.

И что поражает, верили, глубоко верили, что кончиться скоро война проклятая и вернуться их мужики, живы и здоровы, с победою вернутся.

С высоты нашего времени сама вера в это светлое будущее кажется чудом. Каков же человек на Земле, и тяжело, и больно, и страшно, будущее как в пелене, далее недели не загадаешь, а вот же верят две русские женщины – придут их мужики с войны и достанут они тогда из сундуков деревенских новые рубашки в мелкую полоску…

С погодой в день поездки «по рубахи» повезло. Тёплый ветерок выбивал из-под платка пряди волос, ласкал лицо. В нос ударял пряный запах полевых трав вперемешку с хвойным ароматом северного леса.

Да только Иваныч подкачал – не дал ни упряжи, не лошади.

–Каждая животина на счету, а они посмотри чо удумали! Нет не дам и не просите!

– Да и что за блажь, рубахи – война ведь, неровен час, в вы рубахи. Эх, девки, отступитесь-ка покуда.

Да разве ж, какой-то бригадир остановит русскую женщину, решившуюся на что-то. Нет!

Погоревали, что безлошадные, да и в путь собрались. Картошки по два ведра в рюкзак за спину и давай Бог ноги. Путь не близкий, километров 15 будет.

Пошли. По-крестьянски неспешно, сберегая силы на дальнюю дорогу. В начале и разговор вели о делах деревенских, о нынешнем урожае.

Затем и о войне – когда ж наконец этого зверюгу Гитлера с евонными полчищами наши бойцы изведут.

–По радио говорят, драпает немец – то, до границы уж недалеко.

Но постепенно усталость даёт о себе знать – дышать труднее, при каждом шаге ноги все труднее оторвать от земли и в спине ныть начинает.

Отдохнут совсем чуть-чуть и опять в путь – успеть бы. Вернуться надо засветло. Дома ещё дел полно. Да и банька сегодня – дело святое.

И разговоры постепенно затихли, только ноги в дорожной пыли двигались ровно и ритмично, словно маятник.

И плыли так по краю бесконечных полей на фоне стройного леса две почти незаметные женские фигуры, как будто ещё сильнее притянутые к земле своей ношей.

Шли и не думали или боялись думать, что где-то там на войне, в бою, шальная пуля или раскалённый бесформенный осколок металла в любой момент времени могут уничтожить весь смысл их тяжкого и неблизкого путешествия. Именно об этом они не думали и не говорили, нельзя.

Зачем беду кликать.

Где-то по пыльным дорогам войны шли на запад их мужчины, а они шли на восток и не под грохот канонады, а груз за плечами весил точно так же, как снаряжение солдата на марше.

Вздох облегчения и последнее усилие – мешок сброшен на землю во дворе одного из домов посёлка.

–Уф, дошли, самим не вериться, а дошли.

Из дверей серого покосившегося строения показалась строгая средних лет женщина, и уже без лишних слов понимая зачем гости пожаловали, позвала старика, латавшего крышу сеней. Старик нехотя слез вниз по ветхой лестнице. Но по всему было видно, что он уже привык беспрекословно подчиняться приказам своей квартирантки.

Пока женщины отправились смотреть товар, он скоро опростал мешки и пришёл в избу.

Рубашки просто чудо – фабричные, шовчики мелкие почти не заметные – пуговички белые с отливом – просто чудо.

Эта красота придала сил на обратный путь. Шли намного быстрее и даже веселее и солнышко, как будто подыгрывая настроению, время от времени выглядывало из-за серых низких облаков.

И как-то сразу, не во времени и не в пространстве, а там, глубоко внутри, в сердце, в душе победа стала ближе ещё на один день, и появилась необъяснимая уверенность, что все это было не зря: и километры пути, и рубашки фабричные в мелкую полоску.

И вот рубашки бережно до времени убраны в огромные окованные железом и раскрашенные сундуки, по углам просыпанные махоркой – от моли.

Боль в пояснице унялась, вот только ноги все ещё тянет от дальнего пути. Ну да ничего сегодня баня.


С этой книгой читают
В книгу вошли четыре сказки – «Про бедного Иванушку», «Про непутевую бабу», «Про Семена Ложкаря» и «Сказочка про непослушных детей». Книга содержит нецензурную брань.
В один миг её жизнь резко изменилась. В одно мгновение она потеряла всех, кого любила. Остались лишь жалкие воспоминания, каждый раз задевающие израненную душу. И каждый раз вспоминая, в голове проносились одни и те же слова: «Пламя, ты забрало из моей жизни всё, что я любила. Безжалостно оставило одну в угоду себе и этому миру. Почему я до сих пор хожу по этой прогнившей земле? Почему я до сих пор дышу этим отравленным воздухом? Скажи, почему я
Видать, малыш тоже устал от ожидания встречи с новым хозяином и радостно закружился по коробке, виляя хвостом. Мать прикрыла его второй частью с наклеенным огромным бантом. Это был единственный подарок, что попал в этом году не под ёлку, а прямиком в руки ребёнка.
Роман с ноткой нового времени 18+. Роман основан на 99% реальных событиях – с одним процентом выдуманной реальности.Посвящается каждой душе, которая ищет свой путь… Душе, которая ищет свою родную душу среди тысяч, миллионов, миллиардов тел в надежде обрести истинную, предназначенную небесами Любовь всей своей жизни, чтобы засиять в тысячу крат ярче звездами своих сердец!
Главной героине этого мистического романа придется прожить две разные жизни разного времени, столкнуться с трудностями и встретить любовь, понять и раскрыть свое сердце, жить в милосердии и понимании всего, что связывает всех нас. Ее главная цель в этих жизнях – передать знания, которые вселенная подарила человечеству, для процветания и гармонии жизни Земли.
Предлагаемый сборник стихов – в чём-то шутливых, иногда философских. В общем, это ощущение автором жизни – во всём её многообразии. Поэтому и стихи – разные.
Шестой Авари удобно устроился в облаках эфира и разделил свои многомерные тело и душу на шесть вселенных и двадцать четыре реальности сразу, выделив на каждую по несколько потоков сознания. Надежда, что Восьмой вскоре преподнесет интересный сюрприз, не оставляла его. Скука, основной враг любой сильной сущности, заедала его.
Уму непостижимо, само время, захватив нас с собой, подобно душам, отправится на целых восемьдесят девять тысяч четыреста восемьдесят четыре года назад в прошлое! Нас ждёт неимоверно захватывающее путешествие по самой великой и крайне драматичной истории «изначальных» – первенцев земли. Пронзая запутанное сплетение нитей самого времени, мы плавно снова вернёмся в современность, и после нам предстоит стать первыми свидетелями сотворения будущего и