Современное возрождение интереса к традиционным духовным практикам затрагивает историю и мифологию многих народов мира. Люди, стремящиеся жить в единении с природой, найдут для себя много интересного в учениях коренных индейцев Америки. Традиции кельтов открывают путь в Иной Мир, а в религии Ориша (она же Ифа-Ориша) мир божеств тесно переплетается с миром людей. На фоне такого культурного многообразия религиозные идеи древних германцев выглядят не самыми популярными. Тем не менее в наши дни всё заметнее усиление интереса к традициям и духовной жизни Северной Европы. Главное подтверждение этого интереса – внезапное появление огромного количества книг о рунах.
Многие впервые познакомились с рунами благодаря «Властелину колец» Дж. Р. Р. Толкина (тут стоит отметить, что Толкин, прекрасно владевший языком рун, использовал их по своему усмотрению. Так, например, мудрый волшебник Гендальф обозначает себя руной ФЕХУ ᛓ, а не ГЕБО X, а ведь именно она служит для передачи буквы Г). Руны – это, в первую очередь, сакральный алфавит, элегантная система письменности, овеянная очарованием древних тайн. В то же время руны – это удивительная тайна Севера, теснейшим образом связанная с богами англосаксов и викингов, чьи традиции, обряды и верования послужили основой для современной культуры. В древневерхненемецком языке слово run, или runa, означает секрет, тайну, поэтому тот, кто ищет в рунах мистику, не будет разочарован. Существует гипотеза, что индоевропейский корень слова run идентичен корню, который встречается в именах верховных божеств Индии и Греции, Варуны (Varuna) и Урана (Ouranos), и именно он придаёт им сверхъестественное звучание. С духовной точки зрения руны представляют собой единение звука и смысла. С помощью рун можно облечь в слова и сознательно выразить то, что находится за пределами всех человеческих языков, – саму нашу интуицию.
Иными словами, руны – это гибкая, практичная и эффективная система символов, для которой существует множество применений. И эта система может открыться искреннему искателю, если он, конечно, к этому готов.
Самая очевидная область, в которой используются руны, – коммуникация. Как уже говорилось выше, руны – это полноценный алфавит, система символов, каждый из которых обозначает определённый звук. Рунами, равно как и привычными для нас буквами, можно записывать слова. Однако такая практическая польза не объясняет привлекательности и растущей популярности рун. Латинскому алфавиту удалось стать средством глобальной коммуникации, несмотря на то (а может быть, как раз благодаря тому), что его буквы никогда не несли сакрального значения. С этой точки зрения руны больше похожи на иврит, в котором каждая буква также имеет своё значение, выходящее за рамки привычного представления о звуке.
У каждого знака рунической письменности, как и у букв иврита, есть своё имя. Кроме того, он имеет огромное количество значений и ассоциаций. Именно это превращает каждую руну в мощный инструмент для медитаций. Систематическое изучение рун может стать своеобразным посвящением, способствующим раскрытию психики и развитию личности. К тому же руны сами по себе – прекрасная возможность прикоснуться к уникальной культуре Северной Европы.
Сегодня самое распространённое применение рун – гадание и предсказания. Деревянные плашки или камешки с вырезанными на них рунами бросают или раскладывают, подобно картам Таро. На сложность толкования таких раскладов влияет тот факт, что рун меньше, чем карт, однако знающему человеку руны могут поведать о многом. В карте Таро, несомненно, заключено куда больше визуальной информации, но, как и у рун, у карт есть свои названия. Для толкования Таро необходимо знать значение каждой карты и уметь интерпретировать расклад целиком, задействовав при этом собственную интуицию. С другой стороны, при толковании рун не получится опереться на визуальную составляющую, на символизм, заложенный художником в картах. Прямые ассоциации в сознании толкователя вызывает сама форма руны. Кроме того, в случае необходимости набор рун можно изготовить из подручных материалов, например из кусочков дерева, или написать на бумаге.