Поиск метафизики (интегративной философии)
На философском конгрессе в 2012 г., как и на предыдущих форумах, доминировало метафизическое и гражданское безмолвие, но появились конструктивные подвижки. Участников конгресса одухотворило откровенное выступление А. С. Запесоцкого, назвавшего вдохновителей губительной реформы нашего образования и охарактеризовавшего ее печальные результаты. Все 5 докладчиков на пленарном заседании акцентировали внимание на эстетическую и этическую проблематику. Теплились надежды на пробуждение метафизических интенций аксиологической направленности. Однако в 2015 г. на прошедшем в Уфе пленарном заседании конгресса ничего подобного не случилось. Видно невооруженным глазом, под чьим влиянием получили предпочтение формальная логика и методология, отчужденная от логики бурлящей жизни. Между тем я нахожусь под впечатлением эстетически, этически и аналитически яркого выступления Президента Республики Башкортостан Р. З. Хамитова. Посетил чудодейственный концерт итогового художественного творчества ветеранов Республики, беседовал с башкирскими участниками конгресса и случайными попутчиками на улице. Меня особо порадовал и даже удивил органичный синтез национального и общероссийского патриотизма. Укрепилась вера в необратимость начавшегося процесса Возрождения нашей многонациональной цивилизации в качестве Центра духовного единения народов планеты. Несмотря на неоднократное разочарование в ожиданиях какого-то философского и гражданского прорыва в индифферентном философском обществе, продолжаю питать надежды на Возрождение метафизики, интегративного философского творчества. Предлагаю тему будущего конгресса: «Дискуссионное обсуждение проблемы поиска новых и обновления традиционных вариантов метафизики и диалогическое ее преподавание».
На мой взгляд, глубинной первоосновой системного кризиса мировой цивилизации является нейтрализация и разрушение извечной аксиологической ментальности и ее объединительного смысла. Именно нейтрализация изначального смысла бытия обусловила дезинтеграцию науки и философии. Сейчас доминирует индустриально-монетаристская и ответная на нее террористическая одержимость. Тогда как проявления целостно-ценностной почвеннической ментальности шельмуются отчужденной интеллектуальностью и инстинктом корыстного благоденствия.
На Западе в XX в. доминировал субъектный аксиологический экзистенциализм, а в СССР – объектная диалектика. Их можно считать альтернативными метафизическими учениями, хотя они взаимопроникали друг в друга и на Западе, и в нашей стране. В 1976–1978 гг. в СССР ради предотвращения коррупционных соблазнов началась искусственная дезинтеграция целостной философской культуры понимания. Вместо единого ученого совета по защите диссертаций учредили более десяти ученых советов по различным «философским отраслям». В беспутные 90-е годы XX в. одержимые вестернизацией деятели с беспощадным усердием теснят преподавание еще не до конца «расщепленной» философии частными и поверхностными дисциплинами. Философия скукожилась в размашистом семействе культурологии, социологии, политологии, формальной логики, естественно-научных концепций. Среди некоторых «продвинутых» представителей «отраслевой философии» гулял «сладострастный» юмор: «А что, есть еще какая-то другая логика, кроме формальной логики?». Этот юмор запечатлел ситуацию форсированного «умерщвления» интегративного понимания в стране. Потом вдохновились на уничтожение фундаментальной системы образования путем откровенной его вестернизации. Чтобы доказать Западу, что мы не Китай и даже не Япония, что мы, как и вы, настоящие европейцы. Притом не старомодные, а молодые прогрессивные европейцы. И старушке-Европе за нами не угнаться. Развернулась компания уничтожения многовековой и потрясающе колоритной ментальности наших народов. Глубинная общинная ментальность предстала в формализованных понятиях либералократов как архаичная, совершенно бесперспективная и обреченная на скорейшее уничтожение. В угоду Западу последовала замена кандидатского экзамена по философии на историю и философию науки. Вначале некоторые из нас активно протестовали, возмущались, а в конечном итоге просто «утерлись». А сейчас многие преподаватели «вросли» в эту частную софистику. Появились даже такие учебные дисциплины, как «Социология строительства», «Психология профессиональной деятельности» и другие благоглупости.
Несмотря на некоторые названные и в большинстве своем не названные разрушительные идеологемы, корни метафизического (рефлексивного, интегративного, целостного) понимания бессмертны. Они как бы даны Вечностью и являются изначальными истоками любого бытия, а не только человеческого. Путь к Возрождению Метафизики лежит через преодоление «отраслевой» практики «развития» (деградации) философии. Вопреки разрушительной дезинтеграции, именно на просторах Российской цивилизации сохранились и продолжают пульсировать жизнетворные интегративные установки. Выделим из них три основные парадигмы: объектная (метаонтологическая), субъект-объектная (метагносеологическая = эпистемологическая), субъектная (метааксиологическая). Развернув на различных философских семинарах и на конгрессе всероссийскую дискуссию, мы можем воссоздать три (или более, или одну) общезначимых метафизических направления. Я разработал соборный вариант субъектной аксиологической метафизики в качестве альтернативы объектной и субъект-объектной метафизики. Это позволяет мне не отрицать их, а более конструктивно видеть характер актуальности и исторической значимости объектной и субъект-объектной аналитики.
Объектная метафизика (метаонтология), как я ее воспринимаю, онтологизирует эмпирический уровень понимания, не выходящий за пределы обыденного и конкретно-научного опыта. С ее позиций не только вещественные, но и неуловимые духовные процессы рассматриваются в качестве структурированных и взаимосвязанных объектов. Окружающая нас реальность объявляется именно такой, какой мы ее воспринимаем органами чувств. А мыслительная деятельность стремится адекватно познать всеобщие и частные закономерности эволюции вселенной, благодаря чему раскрывается духовный и познавательный потенциал человека. Когда философия станет подлинной наукой, откроется путь к истинному познанию скрытых движущих сил мироздания, социальной структуры бытия и человеческой жизнедеятельности.