Ольга Обухова - Русские цари кистью датского художника

Русские цари кистью датского художника
Название: Русские цари кистью датского художника
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | История искусства | История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Русские цари кистью датского художника"

Выдающийся датский мастер психологического портрета Лауриц Туксен известен тем, что его четыре раза приглашали в Россию рисовать портреты русских царей и цариц, Николая II и Александры Федоровны. После того, как их постигла ужасная участь в Екатеринбурге и от их земного существования практически не осталось следов, портреты Туксена – одни из немногих свидетельств их удивительной жизни и незаурядной судьбы. Кажется, что в самих портретах коронованных особ Туксен уже в момент создания предвидел их трагическую судьбу – недаром лица Николая и Александры наполнены какой-то затаенной грустью, каким-то смутным ощущением краха, который ждет их впереди. Во время создания портретов художник не мог ничего знать об этом, он, как и все остальные в России, не мог даже предполагать такого конца царской семьи, однако его кисть сказала гораздо больше, чем он мог даже подумать, и в этом – одно из чудес искусства: оно не только раскрывает настоящее, но и дерзко заглядывает в будущее.

Бесплатно читать онлайн Русские цари кистью датского художника


Глава 1.

Дом Романовых и художник из Дании

Четыре раза приглашали в Россию датского живописца Лауритца Туксена для того, чтобы рисовать портреты русских царей и цариц. Созданные им картины вошли в историю России, оставшись бесценными свидетельствами наиболее важных ее моментов. Их живописные качества неоспоримы. Восхищает также точность всех деталей – полотна хороши не только как произведения искусства, но и как своего рода "фотографии времени". По их деталям можно легко восстановить внешний облик и одежду коронованных лиц России и окружавших людей, которых от нас отделяет теперь уже почти 150 лет.

Однако сама история с портретами таит в себе и определенную загадку. Самая главная из них – почему для того, чтобы запечатлеть моменты коронации императора в 1894 году, в Россию был приглашен иностранец, датчанин Лауритц Туксен? Ведь, как известно, в то время в самой России не было недостатка в талантливых, вполне даровитых художниках. И они не раз и не два привлекались к выполнению ответственных живописных заданий двора.

Частично ответ на этот вопрос может дать фактор всеевропейской известности Лауритца Туксена. К тому времени, когда его впервые пригласили в Россию – в 1884 году – он обладал славой, далеко выходящей за пределы Дании. Его портреты были популярны во Франции, Германии, Великобритании. Поэтому в Россию по приглашению царствующих особ ехал признанный европейский мастер.

Однако в биографии Лауритца Туксена было и еще одно событие, сделавшее его особенно привлекательным с точки зрения венценосных российских заказчиков. В 1883 году представители датской общественности решили собрать деньги для того, чтобы сделать памятный подарок своему народу. Подарок, который должен был войти в историю. Сначала думали поставить в Копенгагене какой-нибудь памятник, статую, но потом решили, что наилучшим подарок будет портрет датской королевской семьи, исключительно популярной в стране и в народе – короля Христиана IX и королевы Луизы. Вместе со всеми их шестью детьми и многочисленными родственниками. Портрет должен был быть монументальным, даже огромным.

Эту картину заказали Лауритцу Туксену – самому известному на тот момент датскому живописцу. Задача его была не простой – и не только потому, что на портрете должны были быть изображены венценосные особы. Дело в том, что датского короля Христиана IX к тому времени прозвали "тесть всей Европы", и это было не случайно. Так уж получилось, что благодаря крупным династическим бракам Христиан IX был связан практически со всеми правящими династиями Европы. Его сын Вильхельм стал основателем греческой королевской династии и вошел в историю как Георг I Греческий. Георг, сын Георга I Греческого (датского принца Вильхельма) женился на принцессе Марии Бонапарте (1882-1962) – внучке брата Наполеона Бонапарта Люсьена. Кристофер, другой сын Георга I Греческого (датского принца Вильхельма) женился на принцессе Франциске Бурбон. Принц Николай, третий сын Георга I Греческого женился на принцессе Елене Владимировне Романовой. Женой Эдуарда VII Английского (родился в 1841 г., годы правления 1901-1910) была дочь того же Христиана IX принцесса Александра (1844-1925). И, наконец, ее сестра Дагмара – была связана браком с русским царем Александром III.

Все они раз в год собирались вместе в Дании – в летней резиденции короля Христиана IX и королевы Луизы замке Фреденсборг. Но это было только один раз в году. И в это время коронованные особы были, естественно, больше заняты общением со своими родителями и родственниками, и им было не до позирования.

Поэтому Лауритцу Туксену пришлось последовательно обьезжать многие европейские страны, чтобы создать наброски участников своего монументального полотна.

В конце концов он приехал и в Петербург. Это случилось в мае 1884 года.

Заказчиками его первой работы, в которой фигурировали русские венценосные особы, были, строго говоря, не русские, а датчане – уже упоминавшиеся выше представители датской общественности. Но это нисколько не помешало исключительно теплому приему художника в России – его разместили в царском дворце в Гатчине и всячески там обхаживали – и установлению особенно теплого, даже в какой-то степени дружеского контакта с его коронованными российскими моделями.

В Петербурге ему позировали сам Александр III и императрица Мария Федоровна, а также великие князья Николай, Михаил, Георг, Ксения, Ольга – все дети императорской четы.

Каждого из них художник рисовал отдельно – он хотел передать на полотне личность каждого, подчеркнуть ее своеобразие. К тому же он, несомненно, понимал, что кто-то из изображенных им на картине детей может со временем стать правителем России. И он вновь и вновь, несколько раз заставлял детей позировать ему, добиваясь наилучшего результата – Лауритцу Туксену хотелось выглядеть достойно в глазах будущей истории.

Что же касается их царственного отца, Александра III, то, по воспоминаниям художника, тот только рассмеялся, увидев результат – таким сам он вышел у Туксена огромным, монументальным. Впрочем, "виной" тому была величественность самой фигуры русского императора – он действительно физически возвышался над всеми окружающими, и "спрятать" его было просто невозможно.

Из-за этого и на финальном портрете датского короля Христиана IX и королевы Луизы Александр III невольно превратился в доминирующую фигуру картины – вместе со своей супругой, Марией Федоровной, он словно составляет ее центр, и как бы заставляет стушеваться остальных участников. Впрочем, в данном случае Лауритц Туксен нисколько не погрешил против истины – по свидетельству многих участников "посиделок во Фреденсборге", все так и было – с приездом туда русского императора он волей-неволей становился своего рода "центром", и на голову – в физическом смысле – возвышался над всеми остальными европейскими аристократами.

Во время своего первого приезда в Санкт-Петербург Лауритц Туксен не упустил шанса побывать в Эрмитаже. Ходил он туда не как "праздный гуляка", а в первую очередь как профессиональный художник, остро и подчас благоговейно подмечающий живописные удачи и поиски своих великих предшественников. Коллекция Эрмитажа, начало которой положила Екатерина Великая, произвела на него неизгладимое впечатление. В какой-то момент даже выяснилось, что он больше увлекается посещениями Эрмитажа, чем своей собственной работой.

В то же время его дневники отразили и немало забавных эпизодов, связанных с пребыванием в Петербурге. После небольшого по размерам, уютного Копенгагена русская столица казалась художнику сказочно-огромной, ее бульвары и проспекты – неправдоподобно широкими. Поражало Туксена и количество народа на улицах, особенно в дни праздников. Он признавался, что ничего подобного ранее не видел – Петербург действительно представлялся ему небывалым видением, своего рода "Северной Венецией", чудесно перенесенной в края, где раньше были болота и плоские равнины с чахлой растительностью. И теперь он видел заполненные дворцами острова, проспекты, и снова дворцы и величественные особняки – и все это на фоне Невы и моря. Это не было похоже ни на Данию, ни на любую другую страну Европы.


С этой книгой читают
Даша недавно потеряла мужа, одна воспитывала сына, и Андрей Андросов, столкнувшийся с ней на улице, разбил ее единственную ценную вещь – дорогие очки. А он богат и успешен, его невероятно красивая жена обожает мужа, а их образцовой семье многие завидуют. Но все оказалось обманом. Алла изменяла Андрею, была алчной, жестокой и самовлюбленной. Когда Андросов узнал правду о ее подлых поступках и о том, почему у них нет детей, он решил жениться на Даш
Вряд ли какой-то еще зарубежный скульптор был так тесно связан с Россией, как датчанин Бертель Торвальдсен. Ведь главным обьектом его творчества стал сам легендарный император Александр I – победитель Наполеона, фактический создатель новой Европы, границы которой он очертил после победы в «Битве народов» при Лейпциге и взятия Парижа на Венском конгрессе в 1815 году. В скульптуру Торвальдсена пристально вглядывался Пушкин, сравнивая увиденное со с
Внучка родного брата Петра I, Ивана V Анна Леопольдовна и ее муж Антон Ульрих Брауншвейгский – одни из самых трагических и загадочных фигур русской истории. Они пали жертвой кровавой борьбы за власть и династических схваток, когда по приказу другой дочери Петра I, Елизаветы, были измяты и уничтожены даже записи об их венчании в Петербурге. Но еще более страшной стала судьба их детей. Их сын, наследник престола и император всероссийский Иоанн Анто
Какое дело шведскому дипломату, прошедшему через испытания песками и жарой Южного Судана, в котором ему довелось служить, до какого-то древнего друидского пророчества? Но именно оно не позволяет Харальду обрести любовь Каролины, которая живет на затерянном в Балтийском море датском острове и верит в пророчество, предназначившее ей в избранники совсем другого мужчину. Того, кого она ненавидит и боится. Но девушка, в жилах которой течет кровь потом
Он был всемирно признанным чудаком – в полном соответствии с его целью будоражить и эпатировать, возмущать и восхищать публику. Создавая свои многочисленные картины, он играл со зрителем, предлагая разгадывать символы или находить изображения, возникающие из соединения разобщенных фигур. Он считал, что «в наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, все значительное, все настоящее должно плыть или в стороне, или против течения». Им
В 1910–1920-е гг. в Париже возникло течение в изобразительном искусстве, получившее название l’École de Paris (Парижская школа). А. Модильяни, П. Пикассо, Ж. Паскен, И. Фужита, Ф. Леже, которые входили в этот интернациональный круг художников, получили всемирную известность. Среди них были и наши соотечественники. Сегодня произведения Марка Шагала, Хаима Сутина продаются на аукционах по рекордным ценам. Не забыты и другие художники из Беларуси: Л
Откройте для себя удивительный мир, в котором наука и искусство пересекаются, раскрывая тайны творчества через призму психологии. «Психология искусства: Творчество глазами науки» – это увлекательное путешествие в глубины человеческого разума и его взаимодействие с искусством. Автор проводит читателя по сложным извилинам истории и теории, иллюстрируя, как искусство формирует наше восприятие и эмоции. Узнайте, что делает произведение искусства крас
В глубинах литературы скрыты сокровища, которые ждут своего часа, чтобы раскрыться перед нами. Книга "Код шедевра: Как понимать великие произведения" предлагает увлекательное путешествие по страницам великих произведений мирового наследия. Позвольте себе окунуться в мир, где каждая строчка полна скрытых смыслов и тайн, которые обогащают наше культурное понимание.Изучая цели и задачи постижения шедевров, вы узнаете, как исторический контекст и лич
Научная монография посвящена актуальной проблеме восприятия России литературным сознанием Запада. В книге затрагиваются некоторые теоретико-методологические проблемы изучения образа «Другого». На разнообразном литературном материале исследованы принципы и приемы конструирования образа России в творчестве как известных отечественному читателю крупных западных писателей (Г. Зудермана, А. Моруа, С. Моэма, Л. Кэрролла и др.), так и литераторов второг
Это так называемые сказки для взрослых. Про домовых, леших, русалок, окончивших курсы повышения квалификации и осваивающих новые профессии. К чему приводят авантюрные наклонности, если поругался с говорящим котом? Когда белые горячки ходят стаями и о побочных эффектах работы экстрасенса.
- Я имею право знать о сыне! - Это не твой ребенок, - качаю головой, пятясь от него. - Я требую тест днк, - рычит он, наступая на меня. - Ты не можешь ничего требовать, Зураб! Ты нам никто! И никогда больше к нам не приближайся! Тот , кто разрушил мою жизнь и предал меня, снова ворвался в неё без разрешения…
Полуразрушенный замок на границе — все, что осталось у Аделины после подлой выходки мужа. Но туда внезапно приезжает загадочный генерал Блэкстоун, который предъявляет права на ее поместье. Выжить на гиблых землях непросто. Аделине придется избавиться не только от тварей, что обитают в округе, но и отстоять свое жилище от наглого захватчика. Главное — не начать выяснять, что на самом деле ищет здесь Даррен Блэкстоун. И ни в коем случае не влюблять