Единственным оружием ранних гладиаторов был гладий, короткий меч. После Пунических войн из Испании в школы гладиаторов и в армию пришел длинный меч. Что это были за школы? Они брали свое начало у римлян и древних греков из похоронного обряда убийства пленников и рабов, принадлежавших умершему. В 490 году в годы правления Аппия Клавдия, потомок знаменитого Брута, умирая, подарил своих рабов тому, кто пошлет их за ним. Однако Марк и Децим, которые были, возможно, менее дикими, чем их предок, решили, что слишком жестоко убивать невинных людей, и, не желая исполнять свой долг, разделили их на пары и позволили сражаться за свою жизнь.
С этого дня бои стали проводиться чаще, и не только во время похорон, но и по любому замечательному случаю. Вскоре гладиаторы стали изучать искусство самообороны. Им не разрешали выходить на публику, пока они не пройдут испытание, упражняясь с деревянными мечами, выполняя удары в воздухе для развития конечностей, с соломенной фигурой в доспехах и в парах, и не перейдут в класс спектатов, начав свою жизнь гладиатора.
В 649 году римские легионы были разбиты в Испании вследствие тяжелых условий и плохого оружия, после чего была введена новая рациональная система нанесения и парирования ударов, тем самым объединяя доблесть с искусством, а искусство с доблестью, пока вместе они не стали более эффективными.
В то время не было дуэлей и при «восстановлении чести» очень злоупотребляли мечом, ожесточенно сражаясь до смерти, проверяя свое искусство фехтования.
Было два класса гладиаторов. Добровольцы во имя славы или побуждаемые нуждой и профессионалы из заключенных или осужденных. История сохранила лишь несколько примеров фанатизма. Магистрат и сенаторы не пренебрегали списками добровольцев, если они имели успех у публики.
Выживавшие гладиаторы были широко известны и становились кумирами. Тяжело раненые гладиаторы пользовались вниманием и симпатией дам высшего света, которые бросали очень выгодные партии и покидали свои дома.
Известен и мавзолей, построенный Каракаллой гладиатору по имени Батони, который по его приказу сражался с тремя противниками и упал последним.
Эти публичные развлечения рекламировались за несколько дней с объявлением пар, учителей и тех, кто отличился раньше. Все бойцы встречались на банкете перед боем, когда владельцы, поклонники и покровители дарили им подарки, желая им успеха и увидеть на втором банкете – в память о погибших.
Зрелище начиналось с шествия всех гладиаторов по арене. Проходя под императорской ложей, они кричали «Ave, Caesar imperator, morituri te salutant!» Потом они начинали показательные упражнения с затупленным и деревянным оружием, чтобы зрители могли определиться в предпочтениях тому или другому бойцу. После того, как это заканчивалось, бойцы разбивались на пары, и начинался бой без правил, без вежливости, без жалости. Победители и побежденные стремились только угодить зрителям. Некоторые сражались обнаженные, другие – в доспехах, иные – с вооружением своего народа. Когда один из бойцов падал, то организатор игр решал, будет ли он жить или умрет. На закате Республики в этом случае побежденный опускался на одно колено и поднимал вверх первый палец левой руки. Если он был в фаворе, то ему махали платками, если нет, то вытягивали руку и поворачивали большой палец вниз. Если его осуждали на смерть, победитель поворачивался к побежденному со словами «прими железо». Большинство принимало смертельный удар, не забывая о чести, молча подставляя шею или грудь. Некоторые, даже будучи тяжело ранеными хватались за оружие, сражались и погибали.
Победитель не был в безопасности, так как он мог выйти на бой второй, третий, а то и четвертый раз, в каждый из которых он мог упасть на землю. В перерыве убитых убирали, судьбу раненых решало голосование.
Тацит пишет, что обычай решать частный конфликт поединком пришел с севера с варварами, что таким образом решали споры германцы. Ливий с удивлением вспоминает, что этот обычай укоренился и в Испании.
Невозможно перечислить все героические поступки и несчастные случаи таких схваток. Многие славные воины, избежавшие стали сарацин и смерти в сражениях с врагом, нашли смерть от руки своих товарищей в ходе спектакля с затупленным оружием.
В 1240 году на турнире в Нуисе от ран погибло более 60 человек. Основная причина была в том, что броня вдавливалась в тело от удара. В Шалонсе в 1274 году турнир между англичанами и французами превратился в настоящий бой на заточенном оружии.
Должно быть понятно, что легкая, хорошо сбалансированная сабля, разработанная по проекту профессора Масиелло, в руках хорошего фехтовальщика победит рапиру3 или шпагу4, которые ныне используются во французской армии. Кроме того, из двух клинков, тот, что лучше и качественнее сделан, разрубит более худший клинок или гарду своим лезвием.
Система, принятая в Англии, при которой обучение атакам ведется с помощью палок, противоречит здравому смыслу и объясняет, почему в нашей кавалерии сабли часто ломаются в бою.
Предлагаемая система сабельного фехтования, разработанная г-ном профессором Масиелло, к которой я отсылаю всех, умеющих читать по-итальянски, переведена его учеником г-ном Пепло, который был, как и я, учеником в фехтовальной школе господ профессора Масиелло и Чюлинни во Флоренции.