Первоначально Эрик Берн рассматривал книгу «Люди, которые играют в игры» как продвинутый учебник психоанализа. Но в то же время он постарался написать ее так, чтобы она была доступна и понятна и непрофессионалам. Чтение потребует размышлений, но не расшифровки.
Эрик Берн рассматривает четыре вопроса:
● как вы говорите «Здравствуйте»;
● как вы отвечаете на приветствие;
● что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»;
● и главный и очень печальный вопрос: что обычно делают вместо того, чтобы сказать «Здравствуйте».
1. Чтобы сказать «Здравствуйте», вы должны избавиться от всего мусора, который накопился у вас в голове после выхода из материнского чрева. И тогда вы поймете, что каждое ваше «Здравствуйте» – единственное в своем роде и больше никогда не повторится. Чтобы понять это, могут потребоваться годы.
2. Затем вам необходимо избавиться от всего мусора и увидеть, что рядом есть человек, который хочет ответить вам «Здравствуйте». На это тоже могут потребоваться годы.
3. После этого вам нужно освободиться от всего мусора, что возвращается к вам в голову. И тогда вы лишитесь дара речи и вам нечего будет сказать. После многих лет практики, возможно, вы надумаете что-то достойное того, чтобы быть высказанным вслух.
4. Эта книга посвящена мусору, то есть тому, что делают люди друг с другом вместо того, чтобы сказать «Здравствуйте». Способ, каким пользуются люди, научившиеся говорить «Здравствуйте», Эрик Берн называет «марсианским».
Сущность трансакционного анализа заключается в изучении состояний «Я», которые проявляются в моделях поведения. Каждый человек имеет три типа «Я»:
● Я-Родитель – состояние, в котором человек чувствует, думает, действует и реагирует так, как один из его родителей;
● Я-Взрослый – состояние, в котором человек объективно оценивает окружение, рассчитывает свои возможности и вероятности тех или иных событий на основе прошлого опыта;
● Я-Ребенок – состояние, в котором человек думает, чувствует и поступает так, как поступал, будучи ребенком. Я-Ребенок – это не незрелая ваша часть, не инфантилизм, это ваш внутренний ребенок в возрасте 2–5 лет, с которым вам придется прожить всю жизнь.
Трансакции – это простейшие взаимодействия между людьми. Например, между супругами. Если Я-Родитель мужа обращается к Я-Ребенку жены (стимул) и ее Ребенок отвечает его Родителю (реакция), то мы получаем успешную параллельную трансакцию, то есть взаимодействие между покровительствующим мужем и его благодарной женой.
Если Родитель мужа обращается к Ребенку жены, но ему отвечает не ее Ребенок, а ее Взрослый, то трансакции пересекаются и коммуникация нарушается. К тому же муж получит разную реакцию в зависимости от того, кто ему ответит: Родитель, Взрослый или Ребенок.
Таким образом, трансакционный анализ – это теория личности и социального действия обо всех возможных трансакциях между двумя или большим количеством людей на основе специально определенных состояний «Я». Трансакционный анализ можно использовать для того, чтобы прогнозировать поведение человека. Например, в такой форме социального взаимодействия, как игра.
Игрой называется комплекс скрытых трансакций, повторяющихся и характеризующихся четко выраженным психологическим выигрышем. Поскольку скрытые трансакции означают, что Водящий делает вид, что добивается одного, тогда как на самом деле ему нужно совсем другое, все игры обязательно связаны с надувательством. Надувательство сработает только тогда, когда есть какой-то «рычаг». Такими рычагами, или слабостями, могут служить страх, жадность, чувствительность или раздражительность. Оба игрока получают свой выигрыш, который заключается в чувствах.
Например, пациентка просит терапевта об одобрении, а затем пытается выставить его в глупом виде. Она говорит: «Как вы думаете, мне станет лучше, доктор?», а сентиментальный терапевт отвечает: «Конечно, станет». И в этот момент пациентка открывает скрытый побудительный мотив своего вопроса. Вместо того чтобы ответить «Спасибо», она дергает за рычаг: «Почему вы считаете, что всё знаете?» Ответ на мгновение выбивает терапевта из равновесия, чего и добивалась пациентка. Игра заканчивается, у пациентки приподнятое настроение, так как ей удалось надуть терапевта, а сам врач раздражен; таковы выигрыши.
Другая форма социального взаимодействия – близость. Двусторонняя близость определяется как искренние, свободные от игры взаимоотношения, когда каждый участник отдает и получает без всякой выгоды. Близость может быть односторонней, когда одна сторона ведет себя искренне и отдает без расчета на выигрыш, а вторая извлекает из этого положения выгоду.
Сексуальные отношения дают примеры всего спектра человеческих взаимоотношений.
Родительское программирование
У каждого индивидуума есть подсознательный план жизни, или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы и всю жизнь, – заполняя их периодами рациональной деятельности, развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивиду удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя или короткими эпизодами близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраниться на всю жизнь.
В раннем детстве каждый решает, как он будет жить и как умрет. Повседневное поведение может быть обманчиво, но важнейшие решения уже приняты. Сценарий создается под воздействием родителей.