Представьте, что вы приготовились к долгожданному путешествию: собрали вещи, вовремя приехали в аэропорт, прошли все процедуры, зашли в самолет и пристегнули ремни. Но вдруг бортпроводник обращается к пассажирам с объявлением о неожиданно возникших неполадках и просит вернуться в зал ожидания. Проходит еще несколько часов, а затем вам говорят, что в самолете неисправность и ваш рейс переносится на следующий день. В такой ситуации естественно начать жаловаться на судьбу, возмущаться и терять самообладание, и большинство людей именно это и делают. Но, реагируя на трудности жалобами, раздражением и гневом, они несут слишком высокие эмоциональные издержки. Они портят себе и другим настроение, совершают необдуманные поступки и просто ведут себя глупо. Это типичная реакция в ответ на неудачу, но не единственно возможная.
Когда автор книги, Уильям Ирвин, оказался в такой же ситуации, он решил не жаловаться и возмущаться, а рассмотреть неудачу как испытание, тест, подготовленный для него «стоическими богами». Благодаря этому он сумел сохранить спокойствие и использовать освободившееся время с пользой для себя. То, что для другого человека оказалось неприятной неожиданностью, для него стало возможностью проверить себя на стрессоустойчивость.
Эту стратегию успокоения ума и превращения проблем в возможности использовали стоики – последователи философского учения, возникшего примерно в 300 г. до н. э. в Древней Греции. Практически все, что мы знаем о стоицизме, связано с его поздним, римским периодом, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий, Эпиктет и Сенека.
Стоики не пытались стать безэмоциональными. Они учили минимизировать воздействие разрушительных негативных эмоций, таких как гнев, разочарование, зависть, отчаяние, но ничего не имели против положительных: радости, восторга, благодарности. Вместо того чтобы погружаться в тоску и гнев из-за трудностей, они стремились рассматривать неудачи как испытания для стойкости и изобретательности. Стоик – это не просто тот, кто спокойно переносит страдания, а тот, кто не превращает в страдания трудности. Когда мы воспринимаем трудность как испытание или вызов, то сдерживаем раздражение и возмущение, не поддаемся гневу и повышаем шансы найти обходные пути для решения проблемы.
Уильям Ирвин называет свою книгу упражнением в стоицизме XXI века. В ней он объединяет древние стоические практики для преодоления трудностей с открытиями современных психологов и своим личным опытом. Он против чисто академического понимания философии стоиков как запечатанной реликвии, на которую можно смотреть, но к которой нельзя прикасаться. Стоицизм может предложить современному человеку удивительно действенные психологические техники.
Важные идеи книги.
Идея 1. Мы не осознаем, что чаще всего сами являемся основной причиной своих неудач
Жизнь полна неопределенности. Вчера все было хорошо, вы планировали отличные выходные, а сегодня вы подхватываете простуду и выходите из строя. Все ваши планы идут насмарку. Могут быть и гораздо более серьезные неприятности – сокращения, тяжелые болезни, несчастные случаи, потери близких.
Источником неприятности может быть что угодно: природные явления, нелепые случайности и действия других людей. Иногда люди мешают вам по чистой случайности, а иногда действия их целенаправленны. Так, родитель может лишить ребенка сладкого за плохое поведение, что для ребенка станет неприятностью. Действия могут быть и злонамеренными – кто-то может украсть у вас ценную вещь, причинить вред из зависти. Стоит признать и то, что мы сами можем стать источником неприятностей для других людей. Мы не идеальны, можем вести себя глупо и грубо.
Но мы являемся источником неприятностей не только для других. Если бы вам нужно было составить список людей, которые доставляют вам неприятности, на первое место, по мнению автора, вы должны были бы поставить себя. Если честно и беспристрастно проанализировать все случившиеся с вами неприятности, наверняка придётся признать, что большинство из них лежат на вашей совести: мы опаздываем, плохо готовимся, плохо работаем, плохо выполняем семейные обязанности, мы ленивы, невнимательны и поверхностны, не планируем, не занимаемся тем, что нужно.
Другой неочевидный вывод о неприятностях состоит в том, что они представляют собой обратную сторону наших желаний. Восприятие события как неприятности зависит от желаний человека. Так, для большинства людей простуда – лишь мелкая неприятность, но для спортсмена накануне соревнований это очень большая проблема. У тех, у кого необычные желания, будут и необычные трудности. Чем больше вы строите планов, тем вероятнее, что какие-то из них пойдут прахом.
Мы можем снизить количество неприятностей, изучая, как работает мир, но полностью избавиться от них мы не можем. Поэтому стоит сосредоточить свои усилия не на том, чтобы прожить жизнь, свободную от неприятностей, а научиться минимизировать вред, который они приносят. Именно это находится в нашей власти. Для этого нужна стратегия, которая поможет совладать с эмоциональной реакцией, автоматически следующей за триггером-неприятностью.
Стоит различать само событие, которое мы воспринимаем как неприятность, и эмоциональную реакцию на него. Из-за неприятности вы можете понести физические издержки – потерять деньги или получить травму. Это вред, причиненный непосредственно событием. Кроме него, вы несете психологические, эмоциональные издержки – это ваш гнев по поводу ситуации, раздражение, беспокойство. Очень часто эмоциональный вред от неприятностей превышает физический. Мы не можем исключить физический вред, но вполне может справиться с эмоциональным. Этому и учили стоики.
Чтобы начать по-новому воспринимать неприятности, понаблюдайте за их воздействием на вас. Заведите дневник и записывайте, какие неприятности с вами происходят, кто или что является их источником, каковы их значение и ваш ответ на них.
Полезно наблюдать за реакцией других людей на неприятности – тех, кто может стать примером для вас, а также тех, чья реакция кажется вам бессмысленной или даже разрушительной. Стратегия, которую использует в борьбе с неприятностями большинство людей, неэффективна. Они приумножают фрустрацию и гнев и тем самым увеличивают вред, который им причиняют неприятности.
Идея 2. Люди недооценивают свою способность справляться с трудностями
Разные люди по-разному реагируют на трудности. Некоторые очень чувствительны к ним, даже что-то незначительное может вывести их из себя. Они паникуют и ощущают себя жертвами, из-за чего не могут приступить к конкретным действиям. И хотя большинство людей терпимы к неприятностям, все-таки типичные реакции на них – разочарование и досада. Эти реакции мы считаем автоматическими и естественными. Однако есть люди, которые удивительно стойко преодолевают самые серьезные трудности. Так, до нас дошел рассказ о реакции критиковавшего императора Нерона философа-стоика Пакония Агриппина на известие о том, что он признан виновным в предательстве. Агриппин спросил у посланника, сообщившего ему дурные вести, на смерть он осужден или на изгнание. Когда посланник ответил, что на изгнание, Агриппин спросил, забрали ли его имущество в Арисии. Когда Агриппин узнал, что имущество осталось за ним, он сказал, что намеревается отправиться в Арисию и отобедать там. Реакция Агриппина – наглядный пример стоицизма. Он не стал заламывать руки и возмущаться из-за несправедливости, тратя время и энергию, а выбрал лучший из оставшихся в его распоряжении вариантов действий.