Культяпов Николай Александрович
Родился 21 ноября 1948 года в Горьком, ветеран спецслужбы в отставке, по долгу службы приходилось бывать в горячих точках, отмечен государственными и ведомственными наградами, в том числе и за боевые заслуги. Автор 18 книг, член международных союзов писателей и Российского союза профессиональных литераторов, лауреат и дипломант около 40 международных и всероссийских литературных премий, занесен в Книги рекордов России, Европы и Гиннесса, 7 раз становился лауреатом Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (в 2010 году международным жюри включен в список лучших авторов нового тысячелетия), четырехкратный лауреат Международного конкурса искусств «Чистое детство», а также «Твои, Россия, сыновья!» (дважды), «Таков мой взгляд», «Озарение», «Моя малая Родина», «О казаках замолвим слово», «Историческое наследие», «Союз поколений» (дважды), Общества любителей русской словесности имени Л. Н. Толстого, «Литературная Вена – 2013», «Защитники Отечества», «День Победы», «Лохматый друг», «Олонец – память наших сердец…» в номинации «На планете земной много есть городов», «Добрая лира» в номинации «Художественная литература для детей», имени генерала М. Д. Скобелева, Экзюпери и многих других. Швейцарским издательством «Кто есть кто» включен в биографическую энциклопедию успешных людей России за 2012 год, печатался в международных и российских журналах: «Золотая строфа», в Канаде, Австрии, Израиле, на Украине, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иванове и других городах. Награжден несколькими литературными медалями, в том числе «За вклад в военную литературу», «М. В. Ломоносов. За заслуги. Слава русскому народу» (2018 г.) за «Оду русскому языку». Ведет большую общественную работу: является председателем Нижегородского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России», членом областного Совета ветеранов Управления ФСБ, председателем Автозаводского (районного) Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов и членом президиумов областного и городского Советов ветеранов, Клуба ветеранов спорта и некоторых литературных кружков. Награжден Почетным знаком Совета Всероссийской организации ветеранов, медалью «За заслуги в военно-патриотическом воспитании», является заслуженным ветераном Нижегородской области, за последние годы провел более 4 тысяч уроков мужества, творческих встреч и выступлений в школах, техникумах, вузах, библиотеках, воинских частях, в трудовых коллективах и в санаториях. Причем принципиально делает это бескорыстно, считая подобные встречи, военно-патриотическое и трудовое воспитание молодежи своим гражданским долгом.
Настенька появилась на свет чуть раньше, поэтому с первых месяцев ощущала себя не просто старшей, а даже ответственной за судьбу котёнка с очень доверчивой внешностью: серого, с белой мордочкой и лапками. Папа принёс его в дом в тот день, когда Настенька вместе с мамой приехала из роддома.
– Вот тебе, доченька, подарок. Надеюсь, подружитесь.
С тех пор началась тесная совместная жизнь. Подрастали одинаково быстро, а главное, с первых дней испытывали друг к другу родственные чувства. Когда Настенька болела и плакала, Алиса места себе не находила и металась около кроватки. А ночью запрыгивала на неё и своим присутствием и мурлыканьем успокаивала, одновременно согревая своим телом. Сначала родители Настеньки возмущались и прогоняли няньку: а вдруг потревожит или поцарапает. Но потом смирились: бесполезно бороться с природой и проявлением добрых инстинктов.
В три года Алиска уже была полноправным членом семьи, имея свой законный угол за диваном. Однако любому существу, а любознательной кошке – тем более, всегда хочется познавать окружающий мир, в котором столько всего заманчивого и нового! Вот и она, прочно освоившись в городской квартире, с помощью своей преданной подружки Настеньки сначала обследовала подъезд, а затем смело выбегала во двор, где весело резвилась и носилась то за мячиком, то за другими убегающими игрушками. А в жару её больше привлекал молодой тополь, который неплохо устроился напротив их общего с Настенькой дома. За одну весну он так сильно вымахал, что ростом достиг уже крыши, его юные ветки почти доставали до балкона, словно предупреждали: пройдёт немного времени, и мы по утрам будем постукивать по стеклу, чтобы Настенька не просыпала в детский садик.
Но этот стройный тополь приглянулся и стае серых галок, которые быстро свили гнезда на прочных ветках. Своим присутствием они привлекли внимание Алиски. Вот и повадилась она лазить по дереву. Что она хотела доказать? Или что-то искала там? А может, только узнать, зачем всё же глупые птицы смастерили там себе дома? Им что, других мест не хватает? Но забраться высоко, тем более подобраться хотя бы к одному из них, ей так ни разу и не удалось. Однако упорные тренировки продолжались каждый день.
Папа всякий раз приговаривал:
– Настенька, видишь, какая у нас Алиска настырная? Очень трудолюбивая: она всё выше и выше поднимается.
Из окна четвёртого этажа ближайшее гнездо галок хорошо просматривалось. И вскоре там появились яички. Мама объяснила Настеньке, что скоро из них появятся маленькие птички. Дочь слово «скоро» поняла по-своему: то есть сейчас, поэтому каждые пять минут выглядывала в окно. А кошка вообще в то субботнее утро не слезала с подоконника и с кошачьим азартом тоже ждала чуда.
После обеда Настенька увидела удивительную картину и тут же криками призвала родителей. Алиска забралась так высоко, что галки не могли простить такой кошачьей наглости, налетели на неё и давай клевать со всех сторон. Отбиваться Настенькина подружка не могла: все лапы крепко вцепились в ствол, чтобы только не сорваться, а то с такой высоты и разбиться можно. Да и хвостом она не научилась ещё защищаться от агрессивных птиц. Вот и терпела из последних сил. Настенька не выдержала и закричала:
– Кыш, кыш!
Но стоял такой шум, что её никто не услышал.
Пришлось и родителям подключиться, чтобы помочь дочери. Потрёпанная Алиска всё же кое-как слезла и несколько минут приходила в себя под деревом. А сама нет-нет да бросит недоуменный взгляд вверх: «И чего меня туда потянуло? Я же летать-то не умею. Хорошо ещё, сожители по квартире вмешались, не дали совсем меня заклевать. Ладно уж, так и быть, сегодня выпью двойную порцию молока за их здоровье». Облизавшись и приведя себя в порядок, Алиска пришла домой и аппетитно сдержала своё кошачье слово.
Однако любопытство – это страшный порок, поэтому на следующий день картина повторилась. На этот раз Алиске досталось ещё больше. Видимо, проведённые накануне старшей подружкой воспитательные меры воздействия не имели. А в понедельник Настя только пришла из садика – и сразу к окну.