Вывоз и утилизация мусора в северных регионах часто осложняется большими расстояниями между населенными пунктами, их удаленностью от крупных центров, хрупкостью экосистем и ограниченностью финансовых ресурсов у локальных сообществ.
В штате Аляска проблемы вывоза отходов решаются на низовом уровне, с привлечением консультантов из специально созданной рабочей группы по вопросам вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). В ходе общения с представителями местных сообществ и совместных мероприятий2 группа разработала единую систему вывоза мусора из штата и помогает сообществам в нее встроиться.
Аборигенные сообщества Аляски долгое время (с 2002 года) справлялись с проблемой нехватки собственных финансов на вывоз и утилизацию ТБО за счет грантов Ассоциации поддержки американских индейцев (Indian General Assistance Program). Опора на внешние источники финансирования приводила к неэффективному и несистемному обращению с отходами внутри общин и не стимулировала их к кооперации. В 2013 г. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) отменило адресную поддержку работ по транспортировке и утилизации ТБО и рекомендовало местным сообществам к 2020 году выработать собственную программу обращения с твердыми бытовыми отходами (sustainable solid waste management program). Через год после отмены грантов была создана рабочая группа (Solid Waste Alaska Taskforce (SWAT)), которая занялась консультированием местных сообществ по вопросам обращения с ТБО и выработала общую схему транспортировки и переработки мусора для разных частей штата. В основу логистической схемы было положено расположение населенных пунктов относительно друг друга и главного хаба – общего пункта транспортировки ТБО для последующего вывоза в Сиэтл для переработки (см. рис. 1).
Рисунок 1. Схема транспортировки ТБО на Аляске: три модели вывоза. Источник: Отчет SWAT3
Таким образом, было выделено 3 района, в каждом из которых сбор мусора осуществляется по своей модели, а затем отправляется баржей в Сиэтл.
1. «Веерная схема» – район с центральным хабом в городе Ном. Включает в себя поселения Уэйлс, Шишмарев, Диомид, Элим, Гамбелл, Коюк, Сент-Майкл, Савунга, Шактулик, Стеббинс, Тэллер, Уналаклит, Уайт-Маунтин. Типичный пример – регион Bering Strait, где компания Каверак координирует вывоз ТБО и опасных веществ: самолетом из пос. Шактулик и Уналаклит, баржами из пос. Гамбелл и Савунга и грузовым автотранспортом из пос. Теллер и Соломон – в центральный хаб в Номе.
2. Система мини-хабов: каждое поселение, расположенное на побережье, работает как отдельный мини-хаб и отправляет мусор на транспортировку дважды в год (в зависимости от расписания остановок баржи в Сиэтл). В этот район входят такие пункты как Чефорнак, Кипнек, Ньюток, Найтмут, Токсук Бэй, Танунак Умкумиут. Типичный пример – консорциум острова Нельсон.
3. Система самостоятельных пунктов, как правило, с выходом к морю, расположенных недалеко от пути следования баржи в Сиэтл. Каждый из пунктов самостоятельно работает с транспортерами отходов. К ним относятся: Акутан, Кинг-Коув, Никольский, Сэнд Поинт, Уналашка и др. Типичный пример – Алеутские острова и юго-восток Аляски.
Финансирование
Агентство по охране окружающей среды США (EPA); гранты от Ассоциации поддержки американских индейцев; коммунальные сборы с населения, налоговые платежи предприятий.
Результаты
В целом, отказ от финансирования сбора мусора для каждого поселка по отдельности простимулировал населенные пункты разработать более эффективные модели утилизации и вывоза отходов, начать работать в кооперации с соседними поселениями, сократить затраты и прийти к более согласованной системе вывоза ТБО и токсичных отходов из штата.
Дополнительная информация
Кейсы успешных практик по вывозу ТБО.
1. Каверак и «веерная модель»
Каверак (Kawerak Inc.) – региональная аборигенная НКО, базирующаяся в г. Ном и предоставляющая услуги для всего региона Берингова пролива (Bering Strait Region). Каверак получил свой первый грант от Ассоциации поддержки американских индейцев в 2010 году, на сегодняшний день НКО получает поддержку от более чем 8 профильных региональных организаций. Каверак, в сотрудничестве с администрацией г. Ном, курирует «веерную» схему транспортировки мусора из отдаленных поселков региона в центральный хаб в Номе. Организация заключила соглашение с региональной авиакомпанией Bering Air, по которому перевозчик, при наличии места в грузовом отсеке, обязывался бесплатно вывозить обратным рейсом перерабатываемый мусор из 15 пунктов региона. После доставки ТБО в Ном, Каверак обеспечивает его упаковку и транспортировку на баржу, следующую в конечный пункт переработки – Сиэтл (см. рис. 2).
Рисунок 2. Схема транспортировки ТБО по «веерной модели», с хабом в г. Ном. Источник: Отчет SWAT4
Залог успешного функционирования «веерной модели» в регионе Берингова залива – четко продуманная и налаженная логистическая схема, договоренности со всеми региональными перевозчиками – Bering Air (авиатранспорт), Alaska Logistics и Alaska Marine Lines (морской транспорт), а также тесное сотрудничество с администрацией Нома – основного хаба. Заметное преимущество модели с одной организацией-координатором – в больших шансах получить финансирование от штата и государства, т.к. грантодатель предпочитает работать с одним юридическим лицом.
2. Консорциум острова Нельсон и система «мини-хабов»
В консорциум острова Нельсон объединены 7 населенных пунктов: Чефорнак, Кипнек, Ньюток, Найтмут, Токсук Бэй, Танунак Умкумиут. Консорциум поддерживается двумя грантами Агентства по охране окружающей среды США (EPA).