Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 Трудового кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права фактически являются приоритетной частью правовой системы Российской Федерации, поскольку в том случае, когда международно-правовым актом устанавливаются другие правила, чем те, которые предусмотрены национальными российскими законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны применяться правила международно-правового акта. На это обстоятельство еще раз обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[1].
По мнению Пленума Верховного Суда РФ, под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. В свою очередь под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Применительно к сфере трудового права указанные принципы и нормы международного права формулируются и раскрываются главным образом в документах Международной организации труда, которая является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.
К настоящему времени МОТ приняла 2 декларации, 184 конвенции и 192 рекомендации.
Основополагающие принципы международно-трудового права фиксируются, прежде всего, в декларациях МОТ, к числу которых относятся так называемые Филадельфийская и Женевская декларации МОТ, содержащие общепризнанные принципы международного трудового права, сформулированные как основополагающие идеи правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обязательные для применения во всех государствах в силу их членства в МОТ.
Филадельфийская декларация (Декларация о целях и задачах Международной организации труда) была принята 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Международной конференции труда (МКТ)[2] в Филадельфии. Женевская декларация (Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации)[3] была принята 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МКТ в Женеве.
Филадельфийская декларация МОТ 1944 г., являющаяся приложением к Уставу Международной организации труда, устанавливает следующие фундаментальные принципы международного трудового права:
a) труд не является товаром;
b) свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
c) нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
d) борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве и постоянными и согласованными усилиями в международном масштабе, в которых представители трудящихся и работодателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.
В свою очередь Женевская декларация 1998 г. к числу фундаментальных принципов международного трудового права отнесла:
a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
c) действенное запрещение детского труда;
d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Принимая Декларацию 1998 года, Международная конференция труда особо подчеркнула, что:
a) свободно вступая в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Филадельфийской декларации 1944 г., и обязались добиваться достижения всех целей Организации используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства с полным учетом присущих им особенностей;
b) эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.
Фундаментальные трудовые права и общепризнанные принципы и базовые нормы международно-правового регулирования труда нашли свою конкретизацию в восьми основополагающих конвенциях МОТ, к числу которых относятся:
1. Конвенция о принудительном или обязательном труде № 29 (1930).
2. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию № 87 (1948).
3. Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров № 98 (1949).
4. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности № 100 (1951).
5. Конвенция об упразднении принудительного труда № 105 (1957).
6. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий № 111 (1958).
7. Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138 (1973).
8. Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 (1999).
Эти конвенции включают в себя важнейшие международно-правовые нормы, которые по сути представляют собой фундаментальное ядро всего международного трудового права. Учитывая это обстоятельство, Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Международной организации труда, олицетворяющий контрольный механизм в сфере реализации принципов и норм международного трудового права, всегда уделяет особое внимание их соблюдению в странах – членах МОТ.
Все восемь перечисленных конвенций наша страна ратифицировала.
Всего же за Россией в настоящее время числится 58 ратифицированных конвенций, из них 50 конвенций были ратифицированы СССР и достались России в порядке правопреемства, а 8 конвенций были ратифицированы Российской Федерацией самостоятельно. Однако из 58 ратифицированных конвенций юридическую силу сохраняет для России только 51 конвенция МОТ. Это объясняется тем, что 7 конвенций (№ 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123) были полностью пересмотрены МОТ путем принятия в 1973 г. обобщающей Конвенции № 138 «О минимальном возрасте приема на работу».
Данная Конвенция систематизировала все специальные акты МОТ, посвященные ограничению минимального возраста допуска несовершеннолетних на работу в различные отрасли экономики. В результате этой систематизации многие из ранее принятых специальных конвенций МОТ фактически утратили правовую силу и потому были денонсированы большинством государств – членов МОТ после ратификации ими Конвенции № 138. К числу таких государств относится и наша страна, которая ратифицировала 3 мая 1979 г. Конвенцию № 138 и на основании этого денонсировала 3 мая 1979 г. Конвенции № 10, 15, 58, 59, 60, 112