Когда-то давным-давно в одном далеком королевстве, которого не было ни на одной карте, жил одинокий король. Да, его так и называли – Одинокий Король. Он был красив, статен, благороден, добр. В его королевстве всегда был порядок и благополучие. Жители королевства очень любили своего Короля, но их сердца были наполнены состраданием к нему. Ведь он всегда был одинок. Ни охота, ни благородные дела не могли заставить его искренне улыбнуться. Одинокий Король всегда был молчалив и печален. Подданные затевали знакомства Короля с самыми красивыми и знатными принцессами, женитьба с которыми была бы очень выгодным предприятием для королевства. Но, увы, Король и слушать ничего не хотел о женитьбе. А между тем, его всё больше и больше одолевала тоска.
Когда с наступлением темноты затихало королевство, а звуки органа главного собора умолкали, во дворце Одинокого Короля начинали происходить волшебные вещи. В главной зале его белокаменного дворца вспыхивали ярким огнем свечи на длинном деревянном столе. Повсюду начинала звучать чудесная чарующая музыка. Всё вокруг было наполнено дивными звуками, отблесками огней на стенах. В вазах распускались прекрасные цветы, погруженные в глубокий сон днем. Всё, казалось, было в ожидании чуда, всё расцветало, плясало, светилось, как будто кто-то невидимый управлял этим чудным оркестром своей волшебной палочкой.
И вот, когда воздух был весь до предела наполнен волшебством, тогда распахивалось витражное окно, а из него в залу спускалась лунная дорожка, заливая серебром весь дворец. По ней, вся в лунном сиянии, в золотом платье до самых пят, как солнце посреди ночи, шла чудеснейшая девушка. Король стоял в изумлении у стола каждую ночь в ожидании появления этого милого создания. Никогда в жизни он не видел прекрасней картины, когда солнце и луна светили вместе в ночном небе. И всякий раз, когда появлялась эта солнечная красавица ночи, Одинокому Королю казались ночи ясными днями, а дни были так тяжелы, так темны без её сияния! Прелестная девушка входила в залу и каждую ночь повторяла слова, обращенные к Королю, протягивая к нему свои белые руки:
Пусть сила времён нас в танце закружит,
А сердце твоё ко мне приведет!
И в это мгновение Король, как зачарованный, приглашал таинственную красавицу на танец. Они кружились и кружились по зале, и ничего в мире не было столь настоящим, как этот танец. И всё кружилось с ними в такт, всё благоухало и радовалось. И если бы кто-то поднялся над землёй и посмотрел в сторону этого королевства, то его взору предстала бы чарующая картина: всё королевство, от самых дальних его уголков до просторных полей, переливалось разноцветным сиянием и, казалось, звуки дивной музыки из королевской залы доносились выше самих Небес!
Но с первыми лучами солнца гасли свечи, закрывали свои бутоны цветы, чудесная девушка становилась всего лишь видением и таяла, растворяясь в воздухе. Король пытался удержать её, не выпуская руки её из своей. Но от этого дивного создания оставался лишь печальный взгляд, который всё время стоял перед глазами Одинокого Короля, и тепло руки, так нежно лежавшей в его ладони. Так каждый день мучился он тяжкими думами, не мог спокойно ни есть, ни веселиться. Королевские дела уже не интересовали его, как прежде. Всё он готов был отдать за встречу с его ночной гостьей. Только вся беда была в том, что Одинокий Король не знал ни имени красавицы, ни места, из которого она приходила к нему.
Пролетали дни и хитрым узором сплетались в месяцы. Вот уже много ночей Одинокий Король не видел свою гостью. Как ждал он свою ночную красавицу, просиживая целыми сутками за столом и смотря на небо сквозь витражное окно! Но гостья в золотом платье больше не приходила к нему. В один из таких дней Король заболел. Болезнью этой была тоска. Одинокий Король не выходил из залы, отказывался от пищи и общения. Придворные забили тревогу, глядя на то, как их благородный правитель таял на глазах у них. Он сидел, как мраморная статуя, за столом, всматриваясь тревожными глазами в небо. Но небо было безучастно к нему.
Целый консилиум ученых и профессоров был собран во дворце. Светлые умы королевства и дальних стран пытались разгадать загадку, которую загадал им Король, пребывая в таком состоянии. И вот однажды в полдень Король вымолвил: «Отыщите девушку в золотом платье!». Что тут началось! Гонцы были разосланы в разные концы королевства, повсюду было оповещено приказание Короля. Мамаши вели своих дочерей в белокаменный дворец на встречу с Одиноким Королем. По такому случаю, все дамы и девицы шили себе платья из золотистых тканей. У залы, в которой сидел правитель, собирались длинные вереницы золотых платьев. Но кто бы из обладательниц сих чудесных нарядов ни входил в залу, Одинокий Король оставался молчалив и неподвижен. Ни одна девушка из собравшихся за дверями его залы, не была той, которую Король полюбил больше жизни.
А между тем, состояние Короля становилось всё хуже. Придворные уже не знали, что придумать, где искать странную девушку в золотом платье. Когда вдруг, в одно утро, в ворота дворца постучал пожилой человек. Он требовал пропустить его к Королю. Придворные подумали-подумали и согласились. Ведь кто знает, может у этого старика есть идея, которая поможет вылечить Одинокого Короля?
«Ваше Величество, – начал незнакомец, оказавшись в зале Одинокого Короля, – я слышал, Вы разыскиваете девушку в золотом платье. Я осмелюсь сказать о том, что Вы видели не всех девушек нашего королевства. Есть ещё одна девушка, которая не предстала Вашему взору. И, может, никогда уже не предстанет». Слезы покатились по старческому лицу. Одинокий Король выпрямил спину, и его глаза будто вернули свой взгляд из какого-то далекого мира и сосредоточились на госте. «Это моя внучка, Ваше Величество. Вот уже как несколько месяцев она спит непробудным сном! Она – единственное, что осталось у меня. Но я ничем не могу ей помочь. Мы бедные люди, и живем на краю леса в хижине. Моя внучка прекрасная добрая девушка. Она отрада моей старости. Она всегда была очень грустна, и единственной ее радостью было платье, золотое платье, оставшееся от её матери. Мне кажется, оно поистине волшебное: ведь когда она его надевала – тут же начинала кружиться в чарующем танце, вся преображалась и становилась такой счастливой! Но с ней приключилась странная беда. Однажды, когда солнце уже высоко стояло в небе, я забеспокоился, что внучка не вышла в лес за ягодами, как обычно любила. Но она спала, не просыпаясь! Ох, беда, беда!». Как только Король услышал о волшебном платье, он будто очнулся! «Веди меня к своей внучке!». Все придворные не знали – радоваться или печалиться перемене настроения их Короля.