Дух – это хозяин, воображение – это орудие, тело – это пластический материал.
Парацельс
Трудно переоценить важность современных технологий. Что мы можем без компьютера, интернета и смартфона? Они экономят нам время, разнообразят досуг и организуют нашу жизнь. Но у медали всегда две стороны, у реки – подводные камни, а в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. Гаджеты сделали нашу жизнь удобнее – это правда, но правда и то, что они разъединили людей. Даже на свиданиях, в минуты, когда люди, казалось бы, должны переживать острое чувство счастья, они отвлекаются на телефон, как будто там происходит что-то несравненно более важное.
Люди и не заметили, что техника изменила их поведение и что будущее, которым пугали фантасты, давно наступило. Машины не только заменили человека в быту, но и вторглись во все сферы жизни. Компьютеры и телефоны, верные, безликие помощники, заняли в жизни человека столько места, что не оставили пространства для любви, дружбы, всех чувств, которые делают человека человеком.
Мы уже давно живем в двух мирах: цифровом и реальном. И, сколько бы мы ни сокрушались о том, что наше детство было устроено гораздо проще, понятней и интересней, ничего уже не изменить.
Этот процесс нашел отражение и в массовой культуре. В большом количестве стали появляться фильмы, где один из возлюбленных – робот (синтетик, суррогат, репликант, искусственный интеллект). Разве мы в свое время не восхищались «Приключениями Электроника»? Идея о том, что технологический прогресс освободит время для духовной и умственной деятельности, несколько веков витала в воздухе, и вот гром грянул.
Сегодня сближение человека с техникой происходит не только на экране, но и в реальной жизни. Уставшие мамы подсовывают чадам мультфильмы, чтобы хоть секунду побыть наедине со своими мыслями. Женщины получают передышку, но знают ли они, как это скажется на будущем ребенка?
Совершенно ясно, что ребенку сразу придется по нраву новая игрушка. Возраст, в котором дети начинают интересоваться смартфонами, составляет восемь-девять месяцев. Они еще не понимают, что делать с этой «штуковиной», но ее интерактивность их завораживает. Ребенок еще не говорит, не ходит, едва ли чувствует себя самодостаточной личностью, которая может противостоять соблазнам, когда попадает в цифровое рабство.
Анна (25 лет) вместе со своим сыном Кириллом (3 года) добиралась до детского сада на метро. Ехать нужно было шесть остановок. Кирилл часто плакал, шалил и кричал. Молодой маме было стыдно, что ребенок доставляет неудобства окружающим, поэтому она включала ему на телефоне мультфильмы. Так продолжалось полгода. Воспитательница обратила внимание, что мальчик стал невнимательным и пассивным, часто плачет и больше других ребят скучает по маме. Анна считала, что это особенности его характера, и дома пыталась добиться от Кирилла большей концентрации. Она играла с ним в «башню», мячик, называла цвета и геометрические формы, но ребенок ее не слушал. Он вертелся, крутился, как будто чего-то ждал, и не сводил глаз с телефона. Заполучив вожделенный гаджет, он успокаивался. Анна поняла, что злоупотребила техникой. Ей потребовалось три месяца, чтобы отучить ребенка от телефона. В этом ей очень помогли пальчиковые игры и потешки. Первое время она выслушивала от пассажиров подземки много нелицеприятных комментариев о своих материнских качествах. Но женщина не сдавалась. И вскоре воспитательница сообщила ей приятные новости: Кирилл нашел друга, перестал плакать без явной причины, без труда удерживал внимание и проявлял инициативу.
Уже сегодня нам приходится жить в новой реальности. Правильным решением будет придумать новый план, который сохранит старые традиции и позволит шагать в ногу со временем. Возможно, для заявления о том, что «цифра» вредит физическому и душевному здоровью человека, сегодня не хватает данных. Но мы уже можем подвести первые итоги.