Воспроизводственные отношения выстраиваются в логическую цепочку согласно семантике категории «экономика». Сначала Ксенофонт, затем Аристотель, оперируя к закону двойственного характера мира, определили экономику, с одной стороны, как науку о производстве (ойкономия), с другой, – в качестве искусства обогащения (хрематистика)2. В основе науки о производстве лежит закон стоимости; в основе искусства обогащения – законы спроса и предложения. Из этого следует, что единицей формирования информации о производстве выступает стоимость, единицей информации об обогащении – цена.
совокупность которых характеризует внутреннюю логику воспроизводственного процесса в сфере ойкономии и его внешнюю логику в сфере хрематистики (рис. 1).
Рисунок 1. Архитектура экономической логики
В процессе кругооборота авансированный капитал, как известно, проходит три стадии, последовательно принимая денежную (Д), производительную (Т>Р>Сп… П) и товарную (Т») формы. Логическим завершением кругооборота является метаморфоза товарной формы капитала снова в денежную (Д»).
Рисунок 2. Модель кругооборота денежного капитала
Соотношение величины авансированного денежного потока (Д) и встречного ему потока денег за реализованный товар (Д») определяют сложившиеся в экономике отношения потребления, как неотъемлемая часть воспроизводственного процесса (рис. 3).
Рисунок 3. Модель непрерывности воспроизводственных отношений
Обозначения на рисунке:
П – отношения производства,
Р – отношения распределения,
О – отношения обмена,
Потр. – отношения потребления
В таком случае логическая модель воспроизводственных отношений естественным образом коррелирует с логикой модели кругооборота денежного капитала, образуя интегрированную воспроизводственную модель (рис. 4).
Рисунок 4. Интегрированная воспроизводственная модель
Моделирование позволяет сделать два принципиальных вывода:
1. Отношения распределения (Р) возникают в сфере кругооборота денежного капитала на стадии производственного потребления (П) с целью формирования новой стоимости (Т') и задают вектор движения потоку денежных средств, поступивших из внешней среды (Д').
2. Отношения потребления выходят за рамки сферы кругооборота денежного капитала, провоцируя таким образом принятие субъективных решений по поводу денежной компенсации (восстановления) потреблённого в производстве капитала и затрат живого труда.
Субъективные решения в сфере потребления становятся неуправлямыми, если отсутствует механизм мониторинга восстановления потреблённой стоимости затрат живого и прошлого труда. Именно этим обстоятельством объясняется разрушение производственных объектов, приватизированных в 90-е годы, предбанкротное состояние большинства функционирующих хозяйствующих субъектов и, как следствие, падение уровня ВВП.
Как исправить ситуацию и в чём суть прорывной экономической идеи? Ответ позволяет получить новое направление в экономической науке – «цифровая экономика». Логика следующая: необходимо различать понятия «цифра в экономике» и «экономика в цифре».
«Цифра в экономике» означает формальное выражение экономических индикаторов в цифровом виде, например, сумма выручки, объем валового внутреннего продукта, стоимость капитала, минимальный размер оплаты труда и т. д. Цифровой контент позволяет провести количественный анализ ситуации на основе огромного числа рекомендованных коэффициентов и формул.
Термин «экономика в цифре» несёт совершенно иную смысловую нагрузку и означает описание полного воспроизводственного цикла языком цифры. Такое описание представляет собой качественный анализ ситуации, по результатам которого принимаются эффективные управленческие решения (рис. 5).
Рисунок 5. Основные характеристики цифровой экономики
При разработке алгоритма анализа экономики в цифре особое внимание необходимо обратить на проблемные зоны, выпадающие из кругооборота денежного капитала, т. е. на цифровое выражение отношений распределения и отношений потребления (см. рис. 4). Именно в этих зонах сегодня происходит нарушение воспроизводственной логики.
Так, действующая практика распределительных отношений построена на переподчинении вектора движения денеженых потоков от объективной финансовой логики к субъективной логике распорядителей денежных средств, провоцируя в том числе выведение денежного капитала из оборота.
Вышедшая из под контроля действующая практика реализации отношений потребления неминуемо ведёт к нарушению «основной воспроизводственной пропорции, т. е., пропорции между производством и потреблением»3. Исправить ситуацию традиционным способом – бюджетными инвестициями невозможно, поскольку экстенсивными методами невозможно решить проблемы внутреннего (эндогенного) характера. Инвестиции в национальные проекты, конечно, дадут некоторый количественный эффект, но экономическая эффективность будет незначительной.