Не смотря на то, что в названии присутствует слово «Счастливых», в этих текстах Вы вряд ли найдете ответы на вопросы: «Что такое счастье?» или «Что надо сделать, чтобы быть счастливым?» Честно признаюсь, что название – это просто маркетинговый ход, для создания ассоциативного ряда с книгой, которая задала тот вектор моего развития, которым я иду до сих пор, и который привел меня к написанию этих текстов. Да, книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» – это именно та книга, которая открыла ту самую, заваленную хламом старых парадигм убеждений и верований, дверь в мир личной трансформации, который оказался на столько необъятным, увлекательным, страшным, заманчивым, вдохновляющим… Можно взять любой эпитет и Вы не ошибетесь – он будет про путешествие в новый мир. Мой жизненный опыт показывает, что дверью в этот мир может быть что угодно, книга, фильм, запись в школу танцев или занятие в школе восточных единоборств. Но для меня это была именно эта книга. И сейчас, этими текстами я, по-своему, говорю ей спасибо.
Если Вы все-таки решитесь прочитать эту книгу, то Вы скорее всего не найдете здесь ответов. Но я гарантирую, что Вы найдете вопросы, найдя ответы на которые, Вы сможете пройти свой путь трансформации, свой путь к тому самому счастью, о котором говориться в названии. Начну, как водится, издалека.
Мне думается, что эволюция человека далека от своего завершения. И то, что мы наблюдаем сегодня, и может быть последние пару сотен лет, это завершение очередного этапа эволюции – закат «человека разумного», и рождение нового человека – «человека…», название для которого, пока даже сложно сформулировать. Наверное, это сделают те, кто придёт позже и у кого будет больше информации. Сейчас – новый человек находиться еще «в утробе», в стадии формирования, и его рождение возможно состоится не скоро.
Человек разумный, на то он и разумный, что во всем полагается на разум. Разум помог человечеству создать цивилизацию, он помог развить технологии и сделать нашу популяцию самой многочисленной и влиятельной на планете. Он помог найти ответы на вопросы: «Что?» и «Как?», но… разум не смог найти ответ на вопрос «Зачем?». Разгадка этого вопроса, я думаю, и будет следующим этапом эволюции человека. Отсюда кстати, можно предложить и название новому типу человека. Возможно, это будет человек «мыслящий». Потому что только мыслящий человек, как мне кажется, сможет интегрировать в себя всю сложность познаваемого мира и создавать то, что было не под силу разуму.
Полагаясь на разум, мы создали цивилизацию, которая, как нам казалось, позволит человечеству полностью подчинить себе природу. Но оказалось, что цивилизация – это только очень тонкая и зыбкая оболочка на поверхности природы, о которой мы так мало знаем. Приборы данные нам эволюцией – органы чувств, с помощью которых мы взаимодействуем с миром, дают нам очень мало информации о мире, который гораздо сложнее, чем наши представления о нем. В попытке как-то приспособиться к нарастающей сложности, мы с помощью разума придумали упрощенные модели, которыми заменили реальность. В этих моделях мы упростили все процедуры принятия решений, решив, что есть решения и их можно принять, и принимать решения можно только на основе разума. Мы пока только начинаем осознавать, что любое действие человека это результат работы неразрывной сети связей соединяющей: разум, чувства, контекст, восприятие, память, инстинкты, энергию. И я думаю, это еще не все. Представьте, что мы убираем из этого сложного пазла 90% информации и строим модели только на основе оставшихся 10%. А потом удивляемся, почему все это не работает? Эти упрощенные модели завели нас в утопические социальные эксперименты, войны, кризисы, экологические катастрофы, из которых мы до сих пор не можем выбраться, и видимо не сможем выбраться еще долго, не начав мыслить по новому.
Но эволюция – это то, что никогда не останавливается, и методом проб и ошибок она порождает тех, кто начинает идти по пути трансформации. Путь этот не простой для человека разумного, поэтому пока это удел одиночек, которые готовы меняться и в первую очередь менять свое мышление, и создавать новые парадигмы и контексты.
Я думаю, если бы могли сделать рентгеновский снимок эволюции, то мы бы увидели картинку, похожую на рентгеновский снимок зубов ребенка 7—8 лет, где под молочными зубами уже сформированы, но еще не вылезли коренные зубы. Так и новый человек уже формируется в недрах человека разумного, но пока мы «видим» его присутствие лишь косвенно.
Это вступление я написал, чтобы погрузить Вас в контекст дальнейших размышлений. Для еще большего погружения скажу, что тексты эти были написаны не по плану или задумке, а родились спонтанно в ходе моих дискуссий на фэйсбуке в группе под названием «Бирюзовые организации» посвященной, как я это называю, новым формам организации Жизни. Вряд ли их можно считать какими-то единым произведением, но, как мне кажется, их объединяет мое желание разобраться в том, какой путь трансформации мне пришлось пройти, и поделиться теми открытиями, которым я дал возможность случиться на этом пути, а они дали возможность мне их открыть.
В одном из комментариев к моему посту, один из участников группы задал вопрос, который мне показался важным «Зачем я здесь?». Вопрос был задан в контексте «Зачем я в группе „Бирюзовые организации“ на фейсбуке?». Но я в нём увидел что-то гораздо большее.
Первый ответ, который пришел мне в голову: «Я здесь затем, чтобы обмениваться информацией», меня не очень вдохновил. Сразу появился новый вопрос «А зачем мне нужно обмениваться информацией?» и т.д…
Попытки найти ответ через логику меня не радовали. В то же время, почему-то очень ярко всплыло воспоминание о недавнем событии. Раз оно появилось, в этот момент, то я подумал, что это связанные вещи, что это какой-то знак, и я решил его расшифровать…
Какое-то время назад ездил в Москву вести тренинг в одной международной компании. Ехал в «Сапсане» и так получилось, а может быть так было кем-то задумано, что на соседнем со мной кресле сидела семья в которой было два взрослых ребенка с ДЦП. Дети болеют видимо очень тяжелой формой болезни, так как практически сами не перемещаются. Один ребенок сидел на сидении с мамой, а второй в инвалидном кресле рядом. На вид это были девочки лет по 10—12. Они не могли разговаривать и общались с окружающими звуками, как грудничковые дети. Но видно, что они испытывают эмоции и пытаются ими делиться. Периодически, они выражали свои эмоции слишком громко и мама старалась утихомирить детей. Может быть это была моя проекция, но некоторое напряжение в воздухе чувствовалось. При этом я пытался определить свое отношение к происходящему, и в какой-то момент я осознал чувство растерянности, я ощутил, что я не понимаю, как себя вести. В моем арсенале есть паттерн «делать вид, что ничего не происходит», то есть паттерн «выключиться из этого контекста», но паттерна «как-то деятельно присутствовать в этом», у меня нет. Эти дети и эта ситуация задели во мне что-то такое, что мне самому жутко не нравилось, и я не мог с этим ничего поделать. Возможно это было ближе всего к чувству стыда, без всяких формальных поводов для проявления этого чувства. Но все эти чувства и размышления могли бы и вовсе не появиться, если бы не ситуация, которая произошла у меня на глазах во второй половине пути.