Дмитрий Мамин-Сибиряк - Серая Шейка. Сказки

Серая Шейка. Сказки
Название: Серая Шейка. Сказки
Автор:
Жанры: Сказки | Литература 19 века
Серия: Детское чтение
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Серая Шейка. Сказки"

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) – писатель и драматург. В своих произведениях он воспевал красоты Урала, описывал жизнь крестьянского подворья, но большинству из нас он знаком как детский писатель. Сам автор считал, что детская книга невероятно важна: она является проводником во внешний мир, пробуждает любознательность и творческую энергию ребёнка.

В сборник вошли самые знаменитые, трогательные и поэтичные произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, написанные для детей. «Серая Шейка» расскажет о сильной и смелой уточке, которая не смогла отправиться со своей стаей на юг и вынуждена была провести суровую зиму в одиночестве. «Алёнушкины сказки» – цикл произведений, который включает «Сказку про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказочку про Козявочку», «Сказку про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишу – короткий хвост», «Притчу о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» и другие сказки. Они были написаны Д. Н. Маминым-Сибиряком специально для своей горячо любимой дочери.

Для младшего школьного возраста.

Бесплатно читать онлайн Серая Шейка. Сказки


© Казбекова Л. Л., ил., 2022

© Юдин Г. Н., ил., насл., 2022

© ООО «Издательство АСТ», 2022

* * *

Серая Шейка

I

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст… Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще, было о чём серьёзно подумать.

Серьёзная большая птица, как лебеди, гуси и утки, собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига, а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички – кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уже собирались стайками и переносились с одного берега на другой, по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа…

Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.

– И куда эта мелочь торопится! – ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить. – В своё время все улетим… Не понимаю, о чём тут беспокоиться.

– Ты всегда был лентяем, поэтому тебе и неприятно смотреть на чужие хлопоты, – объяснила его жена, старая Утка.

– Я был лентяем? Ты просто несправедлива ко мне, и больше ничего. Может быть, я побольше всех забочусь, а только не показываю вида. Толку от этого немного, если буду бегать с утра до ночи по берегу, кричать, мешать другим, надоедать всем.

Утка вообще была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась:

– Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, – любо на них посмотреть. Живут душа в душу… Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда – впереди выводка. Да, да… А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то на тебя даже противно!

– Не ворчи, старуха!.. Ведь я ничего не говорю, что у тебя такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще моё правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живёт по-своему.

Селезень любил серьёзные рассуждения, причём оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех. Утка давно к этому привыкла, а сейчас волновалась по совершенно особенному случаю.

– Какой ты отец? – накинулась она на мужа. – Отцы заботятся о детях, а тебе – хоть трава не расти!..

– Ты это о Серой Шейке говоришь? Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…

Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло ещё весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утёнка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утёнка; но одно крылышко оказалось сломанным.

– Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, – повторяла Утка со слезами. – Все улетят, а она останется одна-одинёшенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мёрзнуть… Ведь она наша дочь, и как я её люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…

– А другие дети?

– Те здоровы, обойдутся и без меня.

Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил её, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замёрзнет, – жаль, конечно, а всё-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьёзно. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере её материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь всё равно она должна погибнуть зимою.

II

Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедная ещё не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что её братья и сёстры так весело собираются к отлёту, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.



– Ведь вы весной вернётесь? – спрашивала Серая Шейка у матери.

– Да, да, вернёмся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.

Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.

– Как-нибудь, милая, пробьёшься, – успокаивала старая Утка. – Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на тёплый ключ, что и зимой не замерзает, – совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, всё равно нам не перенести тебя туда!

– Я буду всё время думать о вас… – повторяла бедная Серая Шейка. – Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам… Всё равно и будет, точно и я с вами вместе.

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки!.. Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.

А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и самая река казалась больше, потому что берега оголились, – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы…

Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелёт журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой. У неё ещё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

«Как им, должно быть, хорошо», – думала Серая Шейка.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлёту. Отдельные гнёзда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодёжь с весёлым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далёкого перёлета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом – всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для неё составляла всё.


С этой книгой читают
«Приключения Васи Куролесова» Юрия Коваля – увлекательная детективная повесть о простом деревенском пареньке. Как-то раз Вася оказался в ненужном месте в неправильное время, купил не то, что было надо, и попал в жуткую преступную историю. Доброта, наивность и особая сообразительность Василия помогут ему выпутаться и вместе с отважной милицией поймать опасных преступников. Рисунки Народного художника Российской Федерации Виктора Чижикова. В 1981 г
Беатрис Поттер (1866–1943) – классик мировой детской литературы. Её произведения о непоседливом кролике Питере и его друзьях, написанные в начале XX века, переведены более чем на 30 языков и многократно переиздаются по сей день. Сказки писательница сопровождала собственными рисунками, которые сегодня признаны классикой мировой иллюстрации.В эту книгу вошли сказки в переводе Ирины Петровны Токмаковой: «Питер-кролик», «Про Бенджамина Банни», «Про Т
В книгу Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» вошли две первые части книги про врача Лемюэля Гулливера: «Путешествие в Лилипутию» и «Путешествие в Бробдингнег». В нашем мире много неизведанных уголков, их населяют удивительные народы. Одни человечки ростом с игрушечных кукол, а другие – невероятные великаны, для которых мы сами – живые куклы. Отважный путешественник Гулливер посетил и страну лилипутов, и страну великанов. Об этом он оставил за
В книгу «Сказки и рассказы о животных» серии «Детское чтение» вошли произведения русских писателей-классиков К. Д. Ушинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки и других. Лучшие отечественные писатели – авторы книг о родной природе учили, как важно бережно относиться к окружающему миру, раскрывали читателю вековые тайны природы, описывали, на первый взгляд, невероятные, а на самом деле подлинные случаи, с которыми им с
Замысел книги воспоминаний восходит к 1891 г. «Нужно будет написать на всякий случай воспоминания о всех… простых и хороших людях, среди которых прошло мое детство», – писал Мамин-Сибиряк в письме к матери. Отдельные рассказы и очерки, составившие книгу, печатались в разных журналах в течение десяти лет.Отдельной книгой воспоминания вышли в 1902 г. в издании журналов «Детское чтение» и «Педагогический листок»; при жизни писателя переиздавались дв
«– Господи Исусе Христе, помилуй нас…– Аминь! Кто там крещеной? Никак ты, Михалко?– Он самый… Отворяй ворота скорей, дядя. Насквозь изняло дождем, – во как зарядил!– Откедова Бог несет?– В Полдневскую гонял… Дельце маленькое вышло…»
Д.Н.Мамина-Сибиряка (1852-1912) современники сравнивали с крупнейшим французским писателем-натуралистом Эмилем Золя. Но по своей сути творчество Мамина-Сибиряка – явление глубоко укорененное в русской культуре и в русской общественной Жизни. Роман «Приваловские миллионы» (1883) не только натуралистично рассказывает о становлении буржуазии в России XIX столетия, но и создает ряд ярких образов «сибирских характеров».
В книжку вошли две замечательные сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Серая Шейка» и «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» из «Алёнушкиных сказок».Для младшего школьного возраста.
Небольшое продолжение "12 месяцев" Маршака. Странно, что все новые "продолжения" какие-то однобокие…Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Каждый раз, отправляясь в дорогу, мама с сыном сочиняли новую сказку. Героев всегда выбирал сын. Сегодня он увидел паука, летящего на паутинке, а мама придумала сказку. Старый паук О-о-ох всегда думал, что снежинки падают на землю. Но однажды он встретил необычную Снежинку, которая летела к своей мечте. Паук пригласил Снежинку в гости, поселил ее в холодильнике и угостил холодным молоком, а Снежинка рассказала О-о-оху, что мечтает стать звездой н
Добрая машинка Таксюша помогает и людям, и зверям. Одна из ее историй про новогоднюю встречу с Дедом Морозом
Добрая новогодняя сказка о Ёжике, который любил помечтать. Ёжик очень хотел совершить чудо – вернуть упавшую звезду на небо. На помощь ему приходит верный друг Кролик.
«…в искусстве и в философии человек занимается в конечном счете одним и тем же: отдает себе отчет о самом себе»М. К. Мамардашвили— —Творчество – это деятельность человека по преображению себя, а продукты творчества – это и «Реквием», и «Капричос», и «Стихи для чтения молча и вслух». Книга содержит нецензурную брань.
Православные храмы России… их колокольный звон, столь гулко отдающийся в русском сердце… То одиночные удары благовеста, несущие благую весть о начале Богослужения, то радостный перезвон колоколов – не это ли проповедь, отлитая в звуке?! Храмы России… не их ли красотой наполняется наша душа?! Их величие – не оно ли воплощает силу духа нации?! Так покажем миру, сколь красива Русская Душа и сколь мощен Русский Дух!
Журналистка Катя Бородина с большим трудом уговаривает сестру, работающую в уголовном розыске, позволить ей стать наживкой в деле по поимке опасных преступников.Однако по пути на встречу у девушки неожиданно ломается машина. Чтобы не сорвать важную операцию и не подставить Машу, Катя останавливает на безлюдной трассе фуру.Мужчина с радостью соглашается подвезти незнакомку. Но доедет ли журналистка до места назначения или она станет участницей сов
Размеренная жизнь Романа Волошина рушится в одно мгновение. Жена, с которой он только что вошел в клинику, неожиданно исчезает, а другие когда-то близкие мужчине люди не узнают его.Роман в панике пытается понять, что происходит.Ответ напрашивается сам собой: либо он сошел с ума, либо кто-то ведет с ним изощренную игру…