Февральским холодным утром отец позвал Артёмку во двор. Да не просто позвал, а, загадочно улыбаясь, поманил пальцем, как будто приглашал посмотреть что-то необычное. Артёмка быстро накинул старую курточку и пошёл за отцом в тёплый сарай, где жили куры и овцы. Отец открыл дверь, и на мальчика пахнуло запахом сена, варёных листьев капусты и ещё чем-то непонятно-особенным: так всегда пахнет в помещениях, где живут домашние животные.
Он остановился в изумлении: на полу, в куче сухой соломы стоял на тонюсеньких ножках совсем маленький чёрный, как уголёк, ягнёнок. Белыми были только самые кончики ушек. Малыш с любопытством смотрел на Артёмку своими глазами-бусинками и задорно вертел хвостиком.
Черныш! – воскликнул Артёмка. – Черныш, иди сюда!
– Ну, Черныш так Черныш!
Отец погладил ягнёнка и отошёл к курам. Артёмка осторожно подвинулся ближе к ягнёнку, искоса поглядывая на маму Черныша, но та меланхолично жевала сено, не обращая внимания на мальчика. Она была уверена, что никто не посмеет обидеть её малыша.
– Черныш, Черныш, иди ко мне.
Ягнёнок смело топнул копытцем, потянулся мордочкой в сторону Артёмки. Мальчик засмеялся и погладил его по шелковистой шёрстке.
– У тебя такой твёрдый лоб. А рожки есть?
Черныш в этот момент мотнул головой, как будто понял вопрос.
– Он мал ещё, – ответил за него отец. – Их не видно, но скоро рожки вырастут. Будет боец!
– Пап, ему же здесь холодно. Давай домой заберём.
– Нет, сынок. Он будет с матерью, пока растёт. Да и к чему нам дома барашек? Это же не котёнок.
С того времени сразу после школы, а Артёмка учился в первом классе, мальчик бежал домой, бросал портфель и шёл с кусочком чего-нибудь вкусненького в сарай – кормить любимца. Если говорить честно, то вкусненькое они уминали вместе: будь то кусок хлеба с солью или варёная картошка. Черныш уже привык к тому, что Артёмка забегал к нему каждый день и ждал его, смешно крутя от нетерпения хвостиком и тихонечко мекая. Голосок у него был нежный, тоненький, как у ребёнка. Сколько было радости, когда его друг появлялся на пороге!
Но однажды Артёмка не пришёл. И на другой день его не было. Черныш недоумённо топтался на месте и очень грустно помекивал, обижаясь на мальчика. Если бы люди понимали его меканье, они бы услышали:
– Что я такого сделал плохого? Почему Артёмка обиделся и забыл про меня? Я старался хорошо прыгать и бегать. Я делился хлебушком и капустой. Я даже научился вставать на задние копытца и заглядывать за забор…
Артёмка не забыл.
В один из дней он катался с ребятами на горке, что возле речки. На беду, санки съехали в сторону, и Артёмка бухнулся в прорубь, пробитую рыбаками. Её уже закинуло тонким льдом и чуть припорошило снегом. Ничего не понимая, он молча барахтался в холодной воде, стараясь вылезти на край проруби. Но одежда быстро намокла и не давала это сделать. Он скинул сначала валенки, затем пальтецо, но ледяная вода сковывала движения, и уже не было сил барахтаться. Ребята меж тем сильно кричали, выглядывая взрослых. Одноклассник Петька побежал по дорожке к домам, тоже истошно крича и размахивая руками. На счастье, неподалеку проходил местный лесничий. Он-то и вытащил Артёмку на берег, закутал его в свою куртку и бегом побежал к деревне.
Артёмка лежал в жару, тяжело дышал и ничего не говорил. Мама плакала, вытирая слёзы полотенцем. В город Артёмку не повезли, потому что все дороги замело, но каждый день приходил старенький врач Семёныч. Он слушал мальчика и вздыхая качал головой. На четвёртый день, в бреду, Артёмка что-то пробормотал…
– Что, сынок? Что надо?
Мама наклонилась к сыну, прислушалась.
– Черныш… Черныш… – Мальчик делал движения, как будто поглаживал ягнёнка.
Отец молча встал, нахлобучил на голову шапку, накинул телогрейку и вышел во двор. Минут через десять он вернулся, неся в руках Черныша. Черныш, увидев знакомое лицо, поначалу очень удивился: «Почему это Артёмка лежит с закрытыми глазами?» Потом решительно затряс своим хвостиком и радостно мекнул, приглашая друга подойти и дать вкусненькое. Но Артёмка продолжал лежать, разметавшись на кровати. Черныш понял, что случилось что-то не очень хорошее… Он решительно запрыгнул на постель к мальчику, внимательно ещё раз посмотрел на него и улёгся рядом, решив дождаться момента, когда Артёмка откроет глаза. Потом подумал и лизнул ему руку, давая понять, что он тут, и ткнулся под бок. В этот самый момент Черныш ощутил, как пальцы мальчика коснулись его. Он поудобнее устроился и затих.