Серый попугай, или жако, вот уже на протяжении двух веков – один из наиболее популярных видов попугаев, содержащихся в неволе в качестве домашнего любимца. Славу жако снискала его необыкновенная способность к звукоподражанию, в том числе и человеческой речи. Среди известных – 40 видов «говорящих» птиц серый попугай – вне конкуренции. Часто без каких-либо усилий со стороны хозяина жако способен запомнить несколько десятков слов, предложений, фраз, научиться воспроизводить несложные мелодии, особенно в свистовом варианте имитировать массу бытовых шумов и звуков.
Очень привлекательна способность жако абсолютно точно по высоте и тембру воспроизводить голоса живущих рядом людей. Когда дома я слышу голос зовущей меня жены, у меня никогда нет уверенности, что это она, а не развлекающийся жако – отличить голоса на слух невозможно. Жако обладает незаурядным интеллектом (по некоторым оценкам, на уровне 5-6-летнего ребенка), привязывается к хозяину, способен легко адаптироваться к жизни в доме. По своей численности в неволе жако, вероятно, стоит вслед за волнистым попугайчиком, кореллой и неразлучником.
К сожалению, далеко не все владельцы жако способны обеспечить своим любимцам сносные условия существования в своих домах. И дело вовсе не в нежелании или невозможности владельца создать приемлемую жизнь своему попугаю, соответствующую его потребностям. В подавляющем большинстве случаев сказывается элементарное незнание того, что необходимо вашему другу, что может помочь ему адаптироваться в новых условиях. В результате птица заболевает, и это отравляет радость общения, а зачастую наступает печальный конец. К сожалению, гибель попугаев, особенно в первые месяцы жизни, в неволе – обычное дело. Во время отлова, перевозки и первых месяцев пребывания в наших домах гибнет больше половины отловленных в природе птиц.
Так сложилось, что найти руководство по содержанию в неволе жако – практически невыполнимая задача. Изданные книги либо давно разошлись, либо сведения о жако помещены в толстые дорогие фолианты и не всем доступны по цене, либо мешает отсутствие информации об изданиях и т. д.
Настоящая книга призвана заполнить пустующую нишу доступной справочной литературы по содержанию жако в наших квартирах.
Мы намеренно ограничили объем книги наиболее важными вопросами содержания, кормления, ухода, болезней птиц и не затрагиваем интереснейший вопрос разведения жако в неволе.
Автор книги, профессиональный орнитолог, попытался обобщить свой 25-летний опыт содержания жако и сведения из доступной специальной литературы. Названия наиболее интересных источников приведены в конце книги.
Автор выражает глубокую благодарность Валентину Александровичу Михайлову за большую помощь в издании этой книги.
1. Попугаи и человек. История взаимоотношений
История открытия попугаев.
Первые упоминания о жако.
Торговля жако – прошлое и настоящее.
Обитатели Европы и Малой Азии познакомились с попугаями Африки и Азии, видимо, около 2400 лет тому назад. Во всяком случае, первое упоминание о попугаях есть в записках Ктезиаса, бывшего личным врачом персидского царя Артаксеркса в 398–397 годах до н. э. В его книге об Индии есть упоминание о птице под названием bittacos, которая имела язык и голос, как человек. Это был попугай, которого подарил персидскому царю индийский властитель. Самое старое изображение попугая относится к V столетию до н. э. Это гравюра на камне, выполненная, как полагают, персидско-греческими мастерами.
Все эти сведения, как и более поздние, относятся к индийским видам, в частности к александрийскому попугаю, названному в честь Александра Великого, который привез его из Индии в 327–325 годах до н. э. Аристотель, описавший эту птицу, назвал ее psittacos.
Как это ни странно, ничего не знали о попугаях в Древнем Египте. Это странно хотя бы потому, что египтяне совершали походы вглубь континента и плавали вдоль его берегов, откуда привозили разнообразных диковинных зверей и птиц.
В Римской империи уже существовала торговля попугаями. Известен факт получения императором Антонием большого количества попугаев из Африки. Их было так много, что птиц подавали на банкетах и даже скармливали их львам. Прямых доказательств, что среди этих попугаев были жако, нет. Первые достоверные упоминания о серых попугаях относятся к XV веку. О новых видах попугаев писал португальский мореплаватель Алоизиус Ка да Мосто, плававший в экспедициях до Сенегала. Первое письменное упоминание о жако содержится в работе натуралиста Улисса Альдрованди (родился в 1522 году в Италии). Работа этого автора основывалась на коллекции птиц из Индии, Африки и содержит много описаний новых видов пернатых.
В России попугаи появились сравнительно поздно, в XVII веке, и были чрезвычайно редки. С бурным развитием мореплавания и торговли в XVII–XVIII веках дальнейшее развитие получила и торговля экзотическими видами птиц. Суда, плававшие вдоль берегов Западной Африки и заходившие в порты, загружались товарами, приносимыми аборигенами. Среди них были и серые попугаи. На продажу предлагались уже ручные птицы, взятые из гнезд птенцами и докормленные искусственно. Стоили они дороже взрослых особей, но, несмотря на это, пользовались наибольшим спросом. Тогда же получила распространение и стандартная тара для перевозки птиц, которая представляла собой цилиндр, сплетенный из тростника, длиной 0,5 м и диаметром 0,2 м с ручкой для переноски.
Птиц покупали не только в портах, торговцы ездили вдоль побережья и забирались вглубь материка. Центрами торговли, где предложения были наиболее высокими, являлись Гана (порт Аккра), Габон и до некоторой степени Нигерия. Купленные в Африке жако доставлялись судами в Англию (Ливерпуль), Бельгию (Антверпен) и Германию (Гамбург). Цены были довольно высокими по тем временам, но сильно колебались в зависимости от предложения. За неприрученных птиц предлагали от 15 до 20 марок, «говорящих» и мелодично свистящих птиц продавали по ценам от 200 до 300 марок.
Условия перевозки на судах были очень тяжелыми, и много птиц погибало при перевозке. Гибель увеличивала и порочная практика содержания птиц на судах. Почему-то считалось, что попугаев в период транспортировки не надо поить водой. Кормили их в пути хлебом и вареным рисом, и нетрудно представить конечный результат такого варварского содержания. Погибала масса птиц, особенно высокая смертность была среди молодых птиц (с черными глазами). К примеру, от Лагоса (Нигерия) до Ливерпуля пароход шел 5 недель, и все это время птицы были практически без воды и на скудной диете. К месту назначения прибывали единицы.