Родина моя! Земля русская! Я, сын Ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце, бил гадов, пока в груди билось сердце, я умираю, но знаю, что мы победим!
Алексей Калюжный
В настоящее время, когда мир вновь находится в процессе нового передела сфер геополитического влияния, значение Великой Отечественной войны актуально как никогда. Со дня Победы прошло 70 лет, и мы с горечью наблюдаем, как в целом ряде стран сформировались и окрепли фашистские организации, как люди, чьи деды и прадеды отдавали жизни на войне, теперь с упоением оплевывают собственную историю и память поколений. Более полувека назад наш народ одержал Великую Победу над страшным врагом, но сейчас угроза вновь появилась у наших границ, только сегодня эта угроза рядится в одежды свободы и демократии, мешая рассмотреть ее такой, какая она есть, без внешне благородных лозунгов, без прикрас. И это, без сомнения, делает ее еще более опасной.
Россия снова, как и в начале прошлого века, оказалась мишенью чужих политических амбиций, чужой алчности и ненависти. История может повториться вновь, но уже в новом антураже, и мы не должны этого допустить. Итоги Великой Отечественной войны слишком ярко продемонстрировали нам, как опасно может быть равнодушие к малейшим проявлениям фашизма и его разновидностям. Показали, как важна истинная сплоченность общества перед лицом внешней и внутренней угрозы, и опора лишь на собственные силы. Один из важнейших уроков, полученных нами во время войны, это урок недоверия к лицемерному дружелюбию западных стран, всегда и во всем преследующих лишь собственные шкурнические интересы.
Победа в Великой Отечественной войне изменила весь ход мировой истории, перекроила границы и сферы влияния сильнейших государств, сделала СССР одной из ведущих держав, заложила основы биполярной модели геополитического развития. Победа, стоившая нам миллионы жизней, на многие годы вперед установила новый миропорядок, в котором были исключены масштабные военные конфликты.
Теперь же этот миропорядок хрупок как никогда и колеблется на грани распада, а мир, возможно, находится на пороге новой глобальной войны, которую нельзя допустить.
Кандидат исторических наук
Шагланов Андрей
Посвящается советским воинам-освободителям
Глава 1. Оборона Крыма и Севастополя 1941–1942 гг
В середине июня 1941 года Черноморский флот проводил совместно с сухопутными войсками большие двухсторонние учения по высадке и отражению десанта. После учения корабли начиная с 17 июня стали сосредоточиваться на Главной базе флота – Севастополе. Однако флот еще не перешел на повседневную готовность, а находился в повышенной оперативной готовности № 2[1].
Оперативно принимать решения по управлению флотами и получать объективную информацию о положении дел на местах помогла установившаяся с первых дней войны практика выезда на флоты руководящего состава наркомата ВМФ и ГМШ. На Черноморском флоте с июня 1941 года находился заместитель наркома ВМФ вице-адмирал Г.И. Левченко. В сентябре он доложил наркому о тяжелом положении наших войск на Перекопе. Полученные данные позволили Ставке принять правильное решение о сроках и организации эвакуации ООР. Планирование вывода войск из боя, их прикрытия и переброски было возложено на командующих ЧФ и ООР. Непосредственное управление силами при эвакуации осуществлял командующий флотом. Она прошла без потерь[2].
В июле – сентябре 1941 года ожесточенные сражения развернулись и на южном крыле советско-германского фронта. Борьба, длившаяся без оперативных пауз два с половиной месяца, велась на огромной территории: с севера на юг от Полесья (северная граница Украины) до Черного и Азовского морей и с запада на восток – от Сарны, Бердичева, Каменец-Подольского, нижнего течения Прута и устья Дуная до Шостки, Полтавы, Днепропетровска, Мелитополя, крымских перешейков. Протяженность фронта боевых действий колебалась от 1200 км в июле до 800 км в сентябре. Глубина его перемещения за это время составила от 500 до 600 км. Яркие страницы в героическую летопись Отечественной войны вписали защитники Киева и Одессы. Боевые действия советских войск сочетали здесь наступательные и оборонительные операции в рамках стратегической обороны, преследовавшие одну цель – во что бы то ни стало остановить врага. Обескровить его ударную группировку на юге[3].
В первой половине сентября 1941 года развернулось ожесточенное сражение на Левобережной Украине восточнее Киева. Уже в начале месяца, когда наступавшие с севера 2-я немецкая армия и 2-я танковая группа подошли к нижнему течению Десны, а в районе Кременчуга 1-я танковая группа и 17-я армия захватили и расширили плацдарм на левом берегу Днепра, совершенно явственно обозначилась опасность выхода противника в тыл силам Юго-Западного фронта, действовавшим в районе Киева. Врагу удалось в середине сентября окружить к востоку от Киева значительную часть сил Юго-Западного фронта. К 1 октября Ставка смогла закрыть образовавшуюся брешь за счет отошедших и прорвавшихся из окружения соединений Юго-Западного фронта, передачи ему одной армии от соседнего, Южного фронта и двух восстановленных армий. Но теперь, когда группы армий «Центр» и «Юг» сомкнулись, гитлеровцы получили возможность приступить к операциям с целью овладения Москвой, Крымом, Донбассом и Кавказом. Но этим планам не суждено было осуществиться[4].
Таким образом, в период с середины июля по сентябрь 1941 г. советские войска продолжали вести борьбу в невыгодных условиях. Враг продвинулся на восток еще на 240–300 км и блокировал с суши Ленинград, овладел Смоленском и Киевом, вышел на подступы к Крыму. Советские войска вынуждены были оставить южную часть Карелии, Эстонии, Ленинградскую область, восточные районы Белоруссии, часть Калининской и Смоленской областей, Молдавию, Правобережную и часть Левобережной Украины. Страна на длительное время лишилась богатых промышленных и сельскохозяйственных районов. И все же, несмотря на неблагоприятные для Советских Вооруженных Сил условия борьбы, расчеты немецко-фашистского руководства на достижение политических целей войны – быстрый разгром Советского государства – были сорваны. Противник не смог решить и чисто военных задач плана «Барбаросса». Он не достиг своих целей в намеченные сроки ни на одном из стратегических направлений советско-германского фронта[5].
9 сентября 1941 года противник силами 11-й немецкой армии генерал-полковника Э. Манштейна нанес сильный удар с каховского плацдарма по войскам Южного фронта, в результате которого ему удалось прорвать фронт обороны и выйти к Перекопу и Чонгару. Для обороны Крыма директивой Ставки ВГК была создана 51-я Отдельная армия. Командующим армией был назначен генерал-полковник Ф.И. Кузнецов, в оперативное подчинение которому передавался Черноморский флот. 25 сентября 1941 года противник вклинился в нашу оборону на Перекопских позициях, а 25 октября, имея огромное численное превосходство, ворвался в Крым. Войска 51-й Отдельной армии после ряда безуспешных контратак были вынуждены отойти на Ишуньские позиции. 29 сентября на эти позиции для оказания помощи войскам 51-й армии были переброшены 1-й (командир – капитан Г.Ф. Сонин) и 4-й (командир – капитан Е.А. Кирсанов) батальоны 7-й бригады морской пехоты полковника Е.И. Жидилова, переименованные, соответственно, в 1-й и 2-й Перекопские отряды морской пехоты. В это время гарнизон главной базы Черноморского флота, не имевший в своем составе сухопутных войск, спешно готовился к обороне подступов к Севастополю с суши