© Михаил Семенович Колесов, 2020
ISBN 978-5-4498-4026-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О «Русской весне» 2014 года в Крыму написано не так уж много. В основном это – либо лирические «воспоминания участников», либо «патриотические» журналистские очерки. И при несомненной их искренности столь же очевидна их ангажированность. Поэтому эти публикации не дают реального представления о том, что происходило тогда и что происходит сегодня в Крыму и Севастополе. В связи с этим информационная ситуация аналогична той, о которой свидетельствовал Л. Н. Толстой, возмущенный индифферентностью «высшего света» российского общества к трагическим событиям в Крыму во время «первой обороны» Севастополя. Чем заплатила Россия за это – известно…
Возобновляю ведение дневника через 20 лет после последнего.
За эти годы в моей жизни произошло много перемен. Я покинул Симферополь и перебрался в Севастополь… Написал пять монографий и учебник. Занялся литературным ремеслом (выпустил три книги прозы и публицистики) и стал членом Союза писателей России. За последние десять лет побывал в более чем двадцати странах Европы (и Африки).1
В прошлом году отметил свое 70-летие и получил звание: «Заслуженный деятель науки и техники АР Крым».
В общем, «жизнь удалась», несмотря на то, что двадцать лет назад казалось, что она стремительно приближается к своему завершению…
Новый год начался как-то буднично, без новостей.
Сейчас читаю (с компьютера) книгу А.И.Уткина о Первой мировой войне. Интереснейшее исследование, основанное на иностранных (англоязычных) источниках (автор несколько лет проработал в американских университетах). Узнал много нового. Теперь мне стали понятны главные причины Русской революции 1917 года и «Октябрьского переворота» большевиков. Ясно, что «Февральская революция» была спровоцирована странами Антанты (Англией, прежде всего) с целью предотвращения выхода России из войны и заключения сепаратного мира с Германией, а «Октябрьский переворот» – Германией с противоположной целью. Последствия оказались катастрофическими для обеих империй, проигравших войну и ввергнутых в хаос…2
День прошел в бытовой суете.
Вообще-то я понимаю, что перевалил рубеж своей жизни, и отсчет лет пошел в обратном порядке. Однако жизнь продолжается и надо что-то придумать, чтобы прожить последние годы со смыслом. Пока нет никаких идей. Мысль по инерции выстраивает планы, так устроена человеческая психика. Люди даже на войне строили планы, как они будут жить после войны. Абсурд!
Утром из-за плотного покрова наконец-то вышло солнце, и городской холм напротив наших окон осветился радующим светом. Значит, настроение будет хорошим.
Вчера весь день настроение было мерзкое и раздражительное.
Вообще, я давно пришел к выводу (слишком поздно), что жизнь «ради чего-то» – это мираж. Чем больше ты стремишься к какой-то цели, тем чаще она оказывается иллюзорной. Цель не оправдывает средства ее достижения. Это – миф. Ни одна цель, в конечном счете, не стоит той цены, которая за нее заплачена. Так – в истории, так – в жизни. Единственная реальная цель в жизни – это сама жизнь. Поэтому надо ценить каждое мгновение жизни и стремится наполнить его интересом. Это мгновение жизни уже не повториться. Вся «советская», (а до нее – «отечественная»), культура воспитывала несколько поколений в «духе» идеологического («христианского») самопожертвования во имя эфемерных целей. Нет рая для «героев» на Земле, как нет его для «праведников» на Небе. Жизнь – единственная реальность и у нее нет «будущего», а есть только «настоящее». Жить надо сейчас, потому что никто не знает, что с ним будет завтра. Будущее слишком в малой степени зависит от самого человека. Государство, общество, семья, наконец, природа (здоровье) определяют, будет ли вообще человек жить. Наши предки называли это «роком», современники – «судьбой». Сейчас это – просто «нелепость», жестокая и случайная. Поэтому жизнь – это «сейчас»…
Читаю рукопись советского летчика-участника Гражданской войны в Испании (предоставленную мне его дочерью). Конечно, это – не дневник, а «воспоминания», написанные значительно позже (и затем кем-то слегка «литературно» отредактированные). Мало фактов, много «отсебятины» и идеологических «штампов» (характерных для того времени). Специальная (летная) терминология, но язык грамотный (выправленный). Присутствует весьма поверхностное представление об испанской революции и географии страны (по советским источникам того времени). Но это, похоже, уже поздние «вставки». Оперативная информация отсутствует (очевидно, из соображений пресловутой «секретности»). Пока не решил, что из этого материала можно будет сделать.
Читая пожелтевшие страницы, ощущаешь, насколько в 1938 году идеологическая и психологическая подготовка советских «добровольцев» была примитивна: «бить фашистов и троцкистов». На «месте» (в Испании) – полная изоляция от испанцев (редкие выезды в магазины) и «своих». Замкнутое пространство аэродрома: взлет – бомбежка – посадка и снова взлет. И испанский «обслуживающий персонал». Без знания испанского языка. Без маршрутных карт («по визуальным ориентирам»). Что советские «добровольцы» знали о той стране и ее народе, за которых они должны были умирать? Создается такое впечатление, что Советский Союз вел в этой стране «свою» войну (и потому ее проиграл).
Это мне очень напомнило Кубу в середине 60-х годов (когда я там находился). Тогда (я теперь понимаю) Советский Союз воспроизвел «формат» своего опыта 30-х годов в Испании: в целях предотвращения заражения «революционными бациллами» – та же полная изоляция советских «добровольцев» от местного населения в военных городках-резервациях. Люди, побывавшие тогда на Кубе, до сих «знают» об ее истории и революции только по советским газетам…
…Продолжаю читать воспоминания летчика-добровольца (ровесника моего отца). Странное чувство. С одной стороны, простота, искренность неглупого человека. Каждый день по два-три «боевых вылета». После полетов – обязательные 2 часа на изучение «Краткого очерка истории ВКП (б)». И только через два месяца началось элементарное «изучение» испанского языка с помощью советских девчонок-переводчиц (одна переводчица на весь аэродром). Полное отсутствие информации о текущей политической и военной обстановке в стране. Никаких сведений о положении в собственной стране, в мире (38-й год!). Вместо этого постоянные «споры» о «законах и категориях диалектического материализма». Молодые ребята (от 20-ти до 30-ти лет) – без девушек, без развлечений, без общения с испанцами (кроме немногочисленного «технического персонала») – это какие-то «ангелы» (или «роботы») войны. Или ландскнехты (современные «дикие гуси»).