Избранные цитаты из речей и писем Николая I
* * *
«Послезавтра поутру я или государь, или без дыхания».
Письмо к И.И. Дибичу от 12 дек. 1825 г.
* * *
«Мне понятна республика, это способ правления ясный и честный либо, по крайней мере, может быть таковым; мне понятна абсолютная монархия, ибо я сам возглавляю подобный порядок вещей; но мне непонятна монархия представительная. Это способ правления лживый, мошеннический, продажный, и я, скорее, отступлю до самого Китая, чем когда-либо соглашусь на него», – записал Астольф де Кюстин.
* * *
«…я часовой, получивший приказ, и стараюсь выполнять его. Как могу», – пересказал граф П.Д. Киселев.
* * *
«Слава Богу, смертной казни у нас нет и не мне ее вводить. Виновных прогнать сквозь тысячу человек двенадцать раз».
Резолюция на рапорте графа Ф.П. Палена от 11 окт. 1827 г.
* * *
«Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни», – в разговоре с вел. кн. Михаилом Павловичем после первых допросов декабристов.
* * *
«Мне кажется, я никогда не делал зла сознательно», – сказано духовнику перед смертью.
* * *
«…каждая твоя минута должна быть посвящена матушке России… твои мысли и чувства одну ее постоянным предметом иметь будут», – из наставления наследнику перед его поездкой по России в 1837 году.
* * *
«Не чувствуешь ли ты в себе новую силу подвизаться на то дело, на которое Бог тебя предназначил? Не любишь ли ты отныне еще сильнее нашу славную добрую Родину, нашу матушку Россию? Люби ее нежно, люби ее с гордостью, что ей принадлежен и родиной называть смеешь, ею править, когда Бог сие определит для ее славы, для ее счастья!» – из письма наследнику престола, путешествовавшему по России весной 1837 года.
* * *
«Не одного, а многих ты увидишь, подобных лицам «Ревизора», но остерегись и не показывай при людях, что смешными тебе кажутся, иной смешон по наружности, зато хорош по другим важнейшим достоинствам, в этом надо быть крайне осторожным» – из письма наследнику престола весной 1837 года.
* * *
«Россией не я управляю; Россией управляют столоначальники», – это высказывание императора передано многими лицами в разных вариантах. У де Кюстина: «Они [низшие чиновники] правят империей вопреки императору».
* * *
«В России только я не краду», – произнес за несколько месяцев до своей смерти Николай, рассерженный кражею инвалидных сумм.
* * *
«Единственным братьям нашим в областях Турции!
По воле государя императора Российского, с предводительствуемым мной победоносным христолюбивым воинством его вступил я в обитаемый вами край, не как враг, не для завоеваний, но с крестом в руках, как залог цели, на которую подвизаемся.
Сия единственная цель Благоверного и Всемилостивейшего Государя моего есть защита Христовой Церкви, защита вас, православных ее сынов, поруганных неистовыми врагами.
Не раз уже лилась за вас русская кровь, и с благословением Божьим, лилась не даром. Ею орошены права, приобретенные теми из вас, которые менее других стеснены в своем быте. Настало время и прочим христианам приобрести те же права не на словах, а на деле.
Итак, да познает каждый из вас, что иной цели Россия не имеет, как оградить святость Церкви, общей нашей Матери, и неприкосновенность вашего существования от произвола и притеснений.
Братья во Христе, воскресшем в искупление человеков! Соединимся в общем подвиге за Веру и ваши права! Дело наше свято! Да поможет нам Бог!» – воззвание, написанное императором Николаем I собственноручно в 1853 году и распространявшееся от имени фельдмаршала Паскевича.
* * *
«С самого начала несогласий Наших с Турецким Правительством Мы торжественно возвестили любезным Нашим верноподданным, что единое чувство справедливости побуждает Нас восстановить нарушенные права Православных Христиан, подвластных Порте Оттоманской. Мы не искали и не имеем завоеваний, ни преобладательного в Турции влияния, сверх того, которое, по существующим договорам, принадлежит России.
Тогда же встретили Мы сперва недоверчивость, а вскоре и тайное противоборство Французского и Английского Правительств, стремившихся превратным толкованием намерений Наших ввести Порту в заблуждение. Наконец, сбросив ныне всякую личину, Англия и Франция объявили, что несогласия Наши с Турциею есть дело в глазах их второстепенное, но что общая их цель – обессилить Россию, отторгнув у нее часть ее областей, и низвести Отечество Наше с той степени могущества, на которую оно возведено Всевышнею Десницею.
Православной ли России опасаться их угроз? Готовая сокрушить дерзость врагов, уклонится ли она от священной цели, Промыслом Всемогущим ей предназначенной? – Нет!! Россия не забыла Бога. Она ополчилась не за мирские выгоды, она сражается за веру Христову и защиту единоверных своих братий, терзаемых неистовыми врагами.
Да познает же все Христианство, что как мыслит Царь Русский, так мыслит, так дышит с Ним вся Русская семья – верный Богу и Единородному Сыну Его Искупителю Нашему Иисусу Христу Православный Русский Народ. За Веру и Христианство подвизаемся! С Нами Бог, никто же на ны[1]!» – текст, собственноручно написанный императором Николаем I 11 апреля 1854 года.
Интересные факты из жизни Николая I
У Николая Павловича были «родственники» среди крестьян – молочные. То есть дети его кормилицы Ефросиньи Ершовой – сестры Авдотья и Анна и брат Николай. В праздники – на Пасху, в день рождения императора и на его именины – они имели право прийти во дворец, чтобы поздравить государя, и получали за это подарочные выплаты. Также Николай I стал крестным отцом одного из детей Анны.
Николай I требовал, чтобы при дворе говорили исключительно по-русски. Однако имелись в России придворные, не знавшие русского языка. Они вызубривали некоторое количество фраз и произносили их, когда император был неподалеку.
Николай Павлович был награжден восемью российскими орденами, медалью «За турецкую войну» и различными знаками отличия за годы «беспорочной службы». Также ему было вручено 39 иностранных орденов.
Николай I настолько был возмущен свержением Карла X и воцарением Луи-Филиппа, что даже не хотел пускать в Кронштадт корабли с трехцветными флагами. Он согласился на это лишь после долгих уговоров с участием дипломатов.
Император много путешествовал по России, терпя все «прелести» российских дорог. Ранней осенью 1836 года близ города Чембара Пензенской губернии он попал в аварию: его карета перевернулась, Николай I получил перелом ключицы и ударную контузию. Возможно, были и другие травмы, так как осматривал государя случайный медик. Император был вынужден задержаться на две недели в Чембаре для излечения. Едва здоровье стабилизировалось, он продолжил свое путешествие.