Юхан Эгеркранс - Северные боги

Северные боги
Название: Северные боги
Автор:
Жанр: Мифы / легенды / эпос
Серия: Скандинавские боги
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Северные боги"

Перед вами – великолепно проиллюстрированная книга, в которой во всей красе представлены герои северной мифологии: боги, великаны, карлики и чудовища. Она станет истинным подарком для читателей любого возраста, и не важно, знакомы ли вы уже с этими историями, или открываете для себя удивительный мир скандинавских саг и преданий впервые. Потрясающий художник и талантливый рассказчик, Юхан Эгеркранс приглашает вас в темное, кровавое, порой уморительно смешное и неизменно увлекательное путешествие: от сотворения всего сущего до гибели мира в пламени Рагнарёка и последующего возрождения.

Бесплатно читать онлайн Северные боги


Печатается с разрешения издательства B. Wahlstroms Borkförlag Forma Books AB и литературного агентства Banke, Goumen&Smirnova, Sweden (www.bgs-agency.com)


© Johan Egerkrans, 2016

© А. Савицкая, перевод на русский язык

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Бенгту и Лене –

моим родителям, которые поддерживали меня на протяжении всей жизни, всегда следили за тем, чтобы дома не переводились бумага и карандаши, и, возможно, самое главное – растили меня в окружении книг


Петер Мадсен[1]

Предисловие


В 2003 году Юхан Эгеркранс выпустил книгу «Волшебные существа Севера», и она произвела на многих большое впечатление. Замечательные тексты, прекрасный макет, изысканное издание.

Но прежде всего – иллюстрации! Наконец-то появился современный художник, способный принять эстафету от Йона Бауэра, который в начале XX века создал фантастические иллюстрации к книге «Среди эльфов и троллей». Вплоть до недавнего времени лишь англичанину Брайану Фрауду временами удавалось уловить ту же волшебную атмосферу – но это было до того, как появился Юхан.

И это еще не всё. Когда вышли «Волшебные существа Севера», Юхан намекнул, что следующяя его книга будет о скандинавских богах. И эту книгу вы сейчас держите в руках. Результат превзошел все ожидания. Юхан не пожалел времени и сил, и по всему видно, что он действительно хорошо подготовился: изучил и сами мифы, и многое из того, что о них написано. Однако он проявляет творческую свободу и предлагает нам не какую-нибудь сухую историю, почерпнутую из старых справочников, а собственную версию древних легенд. Она совершенно не похожа ни на датскую серию комиксов «Вальгалла», ни на любые другие переложения, какие мне доводилось видеть. И это правильно. Мифы – наше общее достояние, и чтобы они продолжали жить дальше, каждый новый рассказчик должен привносить в них что-то свое.

И опять-таки – иллюстрации! Надо полагать, Юхан знаком с великими иллюстраторами сказок конца XIX – начала XX веков, которые, по всей вероятности, вдохновляли и Бауэра: с норвежцем Теодором Киттельсеном, французом Эдмундом Дюлаком и англичанином Артуром Рэкемом и, естественно, с Густавом Тенгреном, американским иллюстратором шведского происхождения, который продолжил после смерти Бауэра работу над серией «Среди эльфов и троллей».

Помимо Йона Бауэра, на иллюстрации Юхана заметно повлияли еще два выдающихся художника: датчанин Кай Нильсен, чей стиль, близкий к ар-нуво, многим знаком по эпизодам «Аве Мария» и «Ночь на Лысой горе» из диснеевского мультипликационного фильма «Фантазия», и финн Аксели Галлен-Каллела, который известен прежде всего своими монументальными иллюстрациями к финскому национальному эпосу «Калевала».

Впрочем, Эгеркранс черпал вдохновение не только из классических источников. На мой взгляд, в его работах можно заметить черты сходства с творчеством таких современных иллюстраторов комиксов, ролевых игр и фэнтези, как Майк Миньола, Джеральд Бром и Фрэнк Фразетта, – и это придает произведениям Юхана свежесть и новизну. В сущности, его стиль – это идеальный союз нового и старого. Многие иллюстраторы в наши дни выполняют всю работу на компьютере, из-за чего изображения лишаются жизни и индивидуальности, а Юхан сочетает карандашные эскизы и акварельные наброски с компьютерной обработкой таким образом, что готовая иллюстрация обладает всеми достоинствами цифрового изображения и вместе с тем дышит телесностью и жизнью.

Невзирая на все эти источники вдохновения, старые и новые, иллюстрации Юхана остаются глубоко личными и оригинальными. И в конечном счете он создает смелый и неожиданный образ скандинавского мира богов, увлекая за собой читателя к новым открытиям.

У меня в студии книгами по скандинавской мифологии уже заставлено множество полок. Но эта книга непременно ДОЛЖНА занять место в собрании. И это будет почетное место!


Сотворение мира

В НАЧАЛЕ ВРЕМЕН,
КОГДА ЖИЛ ИМИР,
НЕ БЫЛО В МИРЕ
НИ ПЕСКА, НИ МОРЯ,
ЗЕМЛИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО
И НЕБОСВОДА,
БЕЗДНА ЗИЯЛА,
ТРАВА НЕ РОСЛА.
ИЗ «ПРОРИЦАНИЯ ВЁЛЬВЫ»[2]

Гиннунгагап


В начале – до того, как появился мир, и люди, и боги, – не было почти ничего: только огонь, лед и пустота. На юге пылал раскаленный Муспелльхейм – царство жары, света и хаоса. На севере простиралось окутанное туманами царство вечного холода – Нифльхейм. А между ними зияла огромная бездна Гиннунгагап.

В самом сердце Нифльхейма бил источник Хвергельмир, и из него брали начало одиннадцать рек, называемых Эливагар, над которыми вздымался ядовитый пар, и стекали эти реки прямо в ненасытную бездну. Туманные испарения от холодной воды оседали инеем, и постепенно часть Гиннунгагап, обращенная к царству холода, покрылась толстым слоем льда. В то же время из Муспелльхейма в бездну струился жар и летели искры огня. И вот, наконец, посредине, где огонь встречался со льдом, из талой воды зародилась первая жизнь. Появился исполинский Имир – огромнейший из великанов.

Пока этот исполин медленно пробуждался к жизни, из туманов возникло еще одно существо – корова Аудумла. Из ее сосцов вытекали четыре молочных реки. Имир жадно припал к ним, а затем, напившись, погрузился в сон. Во сне он начал потеть, и пот его оказался на удивление плодородным: в темных влажных подмышках Имира выросли мужчина и женщина. В то же время ноги его породили чудовищного шестиголового сына. От этого странного потомства произошли другие великаны – злобные чудовища, которые начали быстро распространяться по новорожденному миру.

Аудумла между тем питалась солью, которую слизывала с камней, вмерзших в лед. И постепенно под ее языком начала проступать мужская фигура. В первый день из-подо льда торчали только волосы, на второй день показалась голова, а на третий день – весь мужчина целиком, сильный и статный. Мужчину звали Бури, и у него родился сын по имени Бор. Тот взял себе в жены великаншу по имени Бестла, и она родила троих сыновей: Одина, Вили и Ве.

Они-то и стали первыми богами.

Сыновья бора создают мир

Потомки первых существ – великаны и боги – ненавидели друг друга. Когда Один, Вили и Ве выросли, они задумали убить Имира. Братья твердо решили покончить с господством великанов и установить порядок во Вселенной. После яростной схватки, потрясшей основы мироздания, им удалось убить первозданного исполина. Из его трупа вытекли реки крови, в которых утонули все остальные великаны, кроме одного, по имени Бергельмир. Он с семьей спасся в лодке, выдолбленной из огромного бревна, и стал прародителем хримтурсов – инеистых великанов.

Сыновья Бора отволокли останки Имира в середину бездны Гиннунгагап. Под предводительством Одина они принялись расчленять тело первого великана и создавать из него мир. Плоть Имира стала почвой. Те кости, что остались целы, превратились в горы, а из раздробленных костей и зубов возникли скалы и камни. Волосы сделались лесными деревьями, а борода – травой. Кровь превратилась в озера и в огромное море, опоясывающее землю. Из черепа Имира боги сделали небосвод и посадили с четырех углов по карлику, чтобы его поддерживать. Этим карликам дали имена: Аустри – Восточный, Вестри – Западный, Нордри – Северный, и Судри – Южный. Мозг Имира боги подбросили в воздух, и так образовались облака.


С этой книгой читают
Если весь год ты вел себя хорошо, то найдешь под елкой подарки. А если плохо?..Наши предки знали, что самый страшный месяц в году – декабрь. Это время, когда врата в потусторонний мир широко распахнуты, время, когда жители царства мертвых пробираются к людям, время, когда нельзя угадать, что поджидает тебя в холодной зимней темноте.Бестиарий, который ты держишь в руках, – сборник давно утраченных знаний для тех, кто хочет выжить в сочельник; само
Черная Смерть – один из самых жутких образов норвежского фольклора, воплощение великой чумы, обрушившейся на Норвегию в 1346–1353 годах и унесшей почти две трети населения. Этому трагическому периоду истории страны выдающийся норвежский художник Теодор Киттельсен (1857–1914) посвятил свою самую знаменитую книгу «Черная Смерть» – пятнадцать баллад с иллюстрациями, на которых чума предстает в образе сгорбленной старухи, идущей по стране с метлой и
Сказки изменчивы, и такими они были всегда – начиная с древнейших времен, когда первые люди расселись вокруг костра и повели рассказ. Нам кажется, что мы знаем сказку про Красную Шапочку вдоль и поперек, но так ли это на самом деле? Останется ли беспечная девочка в живых или погибнет в животе у волка? Что на самом деле приключилось с Рапунцель? Кто отправил Ханса и Гретель в лес к колдунье?Для этой книги мы отобрали десять лучших сказок, написанн
Танарог родился в одном из больших подземных гномьих залов в глубине Крайней горы. И хотя гномы всегда скрывались от внешнего мира, Танн умудрился подружиться с говорящим деревом по имени Бладхюс.Очередной весной Танарог покинул гномьи пещеры и направился к своему другу, где встретил эльфийку из другой части леса, Айну. От друзей Танн узнал о беде, которая приключилась с лесом: Бестия продолжает угрожать всему живому.Вместе гном и эльфийка отправ
Эта великолепно иллюстрированная книга посвящена нежити со всего света – кровожадным существам, которым трудно расстаться с земной жизнью и которые после смерти остаются в мире живых, терроризируя своих бывших соплеменников. Европейские вампиры и драугры викингов, прекрасная снежная женщина из японской мифологии и индийский обитатель кладбищ ветала, шотландская банши и арабские гули, славянские русалки и американские виндиго – более сорока разных
«Похищение Европы» – краткое изложение одного из основополагающих Европейских мифов – мифа о похищении Европы Громовержцем Зевсом.
«Поцелуй и другие легенды» – сборник историй, написанных в 1 9 веке испанским писателем-романтиком Густаво Адольфо Беккером. Все они наполнены магией и волшебством, но при этом в них раскрываются реальные страхи и пороки людей, их путь к искуплению или наказанию. От воина, полюбившего прекрасную статую, до вождя, которого преследует его кровавое преступление, – каждый из персонажей жаждет того, чего не может иметь, и расплачивается за это.Текст к
Сказки, представленные в сборнике, основаны на мифах, сказаниях, легендах и былинах Древней Руси. Автор придерживается норм современного русского языка и использует в основном привычную для читателей, живущих в XXI веке, лексику, что делает текст лёгким для восприятия, в том числе детьми. Подходит для семейного чтения.
Привидения обитают не только в Англии. Издревле русские кладбища населяли мертвецы, колоритом не уступающие кельтским и норманнским чудовищам. В конце XVIII века, с пробуждением интереса к западноевропейской мистике, к страшным народным призракам добавились благопристойные дворянские духи. Свои взгляды на посмертные визиты были у монашества и белого духовенства. Под влиянием этих идейных течений сформировался комплекс преданий о русских привидени
Книга обеспечит Вам самое близкое знакомство с передовыми и эффективными методами сбыта. Американцы прозвали ее «Библией № 1 для продавцов», считая, что в ней найдет пользу любой человек, желающий выгодно сбыть другому товар, услугу, себя, идею, знание (то есть родитель, учитель, министр, врач, домработница и т. д.).Для широкого круга читателей.
Широкому кругу читателей предлагается уникальная «система мероприятий», позволяющая улучшить возможности памяти, укрепить хорошие привычки и избавиться от плохих (в частности, стать менее рассеянным), отточить наблюдательность и т. д.Для широкого круга читателей.
Представьте себе, что первая атомная бомба появилась бы у нацистской Германии. В начале Второй мировой войны та сильно опережала страны-союзницы в ядерных исследованиях: Урановый клуб был создан на два года раньше Манхэттенского проекта. Страх перед немецким ядерным проектом был так велик, что некоторые ждали атомной бомбардировки Лондона уже в конце 1943 г. Поэтому борьба с ним велась по разным направлениям и разными людьми. Ирен Жолио-Кюри прят
Селин Маро читает весь город. Она ведет свою колонку в известном глянцевом журнале и гордится тем, что читатели выбирают её за объективную критику, честность и профессионализм. Друзья уверены, что для Селин нет ничего важнее работы, и потому в разговорах с ней соблюдают осторожность. Вдруг она решит взять за основу очередного материала то, что выносить на обсуждение публики никак нельзя?Однажды её коллега совершает ошибку, и Селин, которой ежедне