Древний Тараз,
1 марта 1039 года
Первый мартовский день был по-весеннему тёплым и ясным. На голубизне безграничного небосклона поднималось восходящее солнце, озарявшее ослепительно-золотистыми лучами древний Тараз, утопавший в расцветающей зелени деревьев.
Древний Тараз был большим городом, расположенным на двух берегах реки Талас и окружённым со всех сторон крепостной стеной. Город имел четыре наружных ворот в крепости.
Тараз в древности назывался городом купцов. Его узкие улочки, вымощенные камнями, вели к центру, где находился многолюдный базар, говорящий на караханидско-уйгурском и персидском языках. В центре базара возвышалась мечеть с башнями и куполом. Через древний Тараз проходил Великий Шёлковый Путь, связывающий Китай с Европой. Караванные маршруты пролегали по территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. Великий Шёлковый Путь действовал со времён II века до н. э. Древний Тараз – цитадель правителей города Восточно-Караханидского ханства, просуществовавшего с 940 по 1212 год.
С утра в тронном зале каменного дворца собрались на совет молодой правитель города Шах-Махмуд Карахан и его подчинённые. Карахан получил от гонца, прибывшего на рассвете, послание, в котором правитель Караханидского государства Арслан-хан Сулайман ибн Иусуф, находящийся в городе Баласагуне, дал ему указание разобраться по поводу назревавшего в Западно-Караханидском ханстве мятежа.
Правитель Тараза сидел на троне и осматривал подчинённых, которые с недоумением переглядывались, видимо, не зная, по какому поводу их собрали. Как только Карахан сообщил им о содержании послания Арслана-Хана, вмиг в тронном зале наступила мёртвая тишина. Тогда Шах-Махмуд взглянул на своего советника Абу-Бакыра.
– Ну что ты предлагаешь на сей раз, Аба-Бакыр? – жёстко спросил он, не отводя от него карих глаз.
Советник неожиданно закашлялся, но через несколько минут, прочистив горло, ответил:
– Считаю, прежде всего надо послать в Западно-Караханидское ханство лазутчиков. Они должны на месте выяснить: действительно ли готовится мятеж? И верно ли то, что заговорщики хотят выйти из состава Караханидского государства и образовать собственное?
– Верно, – поддержал советника и военачальник Худай-Берди.
Шах-Махмуд Карахан устремил взгляд на предводителя охраны:
– А ты что скажешь, Сабур-Шайх?
– Думаю, нужно отправить туда вооружённые отряды, чтобы в корне пресечь смуту, – ответил тот. – Иначе будет поздно. Они и в самом деле отсоединятся от восточной части нашего государства.
– Зачем сразу же посылать в Западно-Караханидское ханство войска? – возразил ему начальник личной охраны правителя Акча Урус. – Заговорщики тут же спрячутся в кусты.
Полагаю, следует просто разослать в основные города шпионов, переодетых купцами.
– Ты имеешь в виду нукеров? – спросил Карахан, пристально глядя на него.
– Конечно, это будет вернее всего, повелитель, – отозвался Акча Урус.
– И кого предлагаете мне послать туда? – поинтересовался правитель.
Вдруг советник Аба-Бакыр снова подал голос:
– С этим делом могут справиться только Кадыр-батыр, Хасан-нукер и Ахмад-Саид. Они очень смелые и не раз проявляли себя в бою, удивляя отвагой. Кстати, они весьма смекалистые и, надеюсь, будут осторожны среди чужих племён. И я вполне уверен, что они хорошо справятся с этим делом.
После речи советника заговорил Худай-Берди:
– А я советую отправить ещё трёх воинов во главе с Арсланом, который будет страховкой для мнимых купцов. Ведь всякое может случиться с ними в чужом краю, где полно всякого сброда.
Вмиг все присутствующие в зале повернулись к военачальнику. И дружно закивали ему в ответ.
– Вот это правильно, – выразил всеобщее мнение начальник личной охраны Акча Урус. – Но в любом случае решать тебе, повелитель.
Шах-Махмуд Карахан обвёл подчинённых жёстким взглядом и, поднявшись с трона, заявил:
– Я выслушал всех. А теперь слушайте меня. Раз на меня досточтимым повелителем Караханидского государства возложена эта миссия, я сам должен принять участие в ней, – и он перевёл глаза на военачальника: – Худай-Берди, ты останься, а остальные свободны.
Когда те, поклонившись правителю, тихо вышли из тронного зала, Карахан дал подробные указания своему военачальнику, при этом заявив, что в его отсутствие возлагаются на него и другие обязанности, вернее, необходимо присматривать за городом и его жителями.
– Никто не должен знать, что меня нет в городе, – предупредил он его напоследок. – Всё должно держаться в секрете. Выбери надёжных людей, чтобы ты мог на них положиться в трудную минуту.
В полдень, когда дневное светило стояло в зените, из южных ворот Тараза выехал небольшой отряд из десяти всадников. Две повозки, нагруженные товаром, тащились за ними. Отряд возглавлял сам правитель Карахан, восседавший на вороном скакуне. Всадники, оставив позади город, взяли курс на юго-запад, направляясь в Западно-Караханидское ханство.
Западно-Караханидское ханство,
15 марта 1039 года
Весеннее солнце высоко сияло в безоблачном небе, когда небольшой отряд из десяти воинов, возглавляемый Караханом, всё ещё продвигался вперёд, направляясь к юго-западу. С тех пор как всадники оставили позади горные хребты, сопровождавшие их в начале пути, прошло уже две недели. Теперь отряд проезжал по степям, поросшим невысокой травой и пёстрыми цветами. Благодаря весенним талым водам неглубокого снега сейчас безбрежные степи расцветали, но, к сожалению, жаркое солнце быстро высушит землю, и трава снова засохнет. Лишь кое-где останутся горькие полыни, верблюжьи колючки и солончаки.
Карахан, подумав об этом, невольно вздохнул и, глядя на цветущую степь, пришпорил коня. Путники двигались в быстром темпе, поскольку им благоприятствовала хорошая погода. В пути они уже миновали несколько маленьких селений, где сделали привал, чтобы дать отдых лошадям и людям. Следующим пунктом остановки был Шаш (так в Средневековье арабы называли Ташкент, и город входил в состав Восточно-Караханидского ханства), и Карахан спешил добраться засветло до города. Внезапно он повернулся к отряду и, бросив взгляд на одного из охранников купцов, проговорил:
– Алдияр, надо поторопить повозку купцов. Пусть их лошади прибавят шаг. К закату мы уже должны прибыть в Шаш. А там остановимся в караван-сарае.
– Как прикажете, повелитель, – отозвался Алдияр, намереваясь повернуть лошадь, чтобы отдать приказ повелителя.