Александр Ощепков - Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк

Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк
Название: Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк"

В очерке описывается история уральского села Старый Шагирт в XIX – XX веках, восстановленная по архивным документам и семейным хроникам, а также излагаются личные воспоминания, впечатления и отношения автора к минувшим событиям.

Бесплатно читать онлайн Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк




Второе издание,

исправленное и дополненное


Предисловие автора ко второму изданию


Первое издание очерка вышло в 2022 году и было тепло встречено читателями, особенно шагиртскими жителями. За прошедший год активных архивных поисков было получено много новой фактической информации, позволившей снять некоторые вопросы, возникшие при выпуске первого издания, и уточнить детали. Сначала я хотел внести эти новые данные непосредственно в текст произведения, но потом решил сделать по-другому. Дополнения и уточнения содержатся в примечаниях к главам, а текст оставлен без изменений, исправлены только несколько стилистических ошибок и опечаток. Такой подход позволил, с одной стороны, сохранить романтический дух первых исследований, а с другой – сообщить читателю достоверную информацию об исторических событиях на моей малой родине.

Желаю читателям приятного прочтения и чувства прикосновения к памяти предков, чтобы передать её грядущим поколениям.


А.Ощепков                                                июнь 2023 г.


Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков

А.С. Пушкин

Памяти моей мамы

Анны Яковлевны Ощепковой (Килиной)

посвящаю



Карта-схема Старого Шагирта, 2022 год. Яндекс-карты



Пролог. Улицы шагиртские

Жил я в Осиновке, жил в Тапташурке

и в Забегаевке тоже я жил,

Ну, а Заречная – улица вечная,

здесь я родился и в школу ходил.


На Садовой улице собирал крыжовник,

в городе Племчасти самогонку пил,

По улице Центральной к продавщице Свете

на улицу Уральскую за хлебом я ходил.


Полевая улица: за школьным стадионом,

прямо в чистом поле здесь была лыжня,

А на Школьной улице в новом светлом доме

физике и лирике учил детишек я.


На Молодёжной улице картошку я садил,

По тропинке узенькой в кино пешком ходил…


Кончились названия улочек родных,

Пусть живу теперь я далеко от них:


Улицы знакомые Старого Шагирта

с тополями, вётлами в памяти живут,

Прудики и Лесики, Перекаты, Омуты –

новые мальчишки здесь уже растут…


В стихотворении я перечислил все современные названия улиц села Старый Шагирт, указанные на схеме, взятой из интернет-ресурса «Яндекс-карты». Замечу, что прилагательное «Старый» в официальном названии села как-то робко и незаметно появилось на рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века. В «Списке населённых пунктов Уральской области», изданном в 1928 году, название нашего села, отнесённого тогда к Куединскому району Сарапульского округа, указано так: «Шагирт (Старый-)», с примечанием, что в скобках приведено местное название населённого пункта. Поэтому никто не может назвать точную дату возникновения этого названия. В то время снизу вверх по течению речки Шагиртки, правого притока реки Буй, впадающей в Каму, были расположены: село Шагирт, деревни Удмуртский (Вотский) Шагирт, Новый Шагирт и Верхний Шагирт (Галанцы или Галаничи). Поэтому всюду далее названия «Шагирт» без дополнительной приставки и «Старый Шагирт» я буду использовать как синонимы.

В пору моего детства в Старом Шагирте было несколько улиц, носивших неофициальные, а потому родные и сокровенные названия: Забегаевка, Заречка, Осиновка, Центральная, Тапташурка, был также Проулок, Конзаводский сад и, конечно, Племчасть. Когда я в качестве иллюстрации к стихотворению опубликовал в ОК карту-схему Шагирта, бывшие и нынешние жители именно «города Племчасти», активные пользователи социальных сетей, чрезвычайно оживились и засыпали меня вопросами типа: «А где же любимая родная Племчасть?». Сначала я им отвечал, что если изменить формат рисунка в читабельном масштабе, то на нём не будет видно дорогих моему сердцу Заречки и Осиновки. Но потом задумался: ведь Племчасть не совсем Шагирт. У неё своя история.

В 1942 году 6-й Уральский госконзавод, центральная контора которого к тому времени располагалась в Шагирте, возглавил молодой директор Александр Пичугин, двадцатипятилетний фронтовик, демобилизованный из армии после тяжёлого ранения в грудь. Он был бессменным руководителем хозяйства до самой своей преждевременной кончины в 1954 году.




Памятник на могиле Александра Николаевича Пичугина (1917-1954), Старо-Шагиртское кладбище


По приказу А.Н. Пичугина в 1942 году ниже села по течению Шагиртки, за речкой Тымбайкой для племенного поголовья лошадей, выращиваемых в конзаводе, были построены отдельные конюшни. Рядом разместили бараки для проживания семей рабочих племенной части хозяйства, которых вербовали по всему Советскому Союзу. Так возникла Племчасть, отметившая нынче своё 80-летие. А как и когда образовался сам Шагирт? Меня это всегда интересовало. Вот что удалось узнать.

Шагирт. Начало


О родословной. И в сказке сказать, и пером описать

Не лепо ли ны бяшетъ, братие,

начяти старыми словесы трудныхъ повестий?

Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени


Слово о полку Игореве


«Что-то с памятью моей стало: все, что было не со мной, помню». Действительно, мы ведь знаем (а, значит, помним) не только те события, в которых сами принимали участие, но и те, о которых нам когда-то рассказывали. Конечно, серьёзное историческое исследование требует документального подтверждения излагаемых фактов. Я не историк, и не претендую на учёные звания в этой области науки. Мои краеведческие изыскания вызваны исключительно здоровым любопытством, обусловленным бесконечным уважением к своим предкам и желанием сохранения памяти о них в будущих поколениях. Поэтому данный очерк – это всего лишь личностная оценка событий, связанных с историей моей малой родины, сведения о которых взяты из самых разных источников: архивных материалов, научных трудов, семейных преданий. С последних и начну.

Мой папа Юрий Васильевич и мама Анна Яковлевна родились в Шагирте в 1934 году, вместе пошли в школу в сентябре 1941 (!) года. Мамины родители Яков Иванович Килин и Васса Фёдоровна Полонянкина, их родители и родители их родителей (уж извините за множественную тавтологию) родились в Шагирте. Папин отец Василий Семёнович Ощепков родился в 1905 году в селе Альняш, Сайгатской волости, Осинского уезда (сейчас это Чайковский городской округ). Шагирт тогда тоже относился к Осинскому уезду Пермской губернии. Василий Семёнович прибыл в Шагирт в 1928 году с молодой женой Лидой и грудной дочуркой Ритой после окончания курсов счетоводов лесного хозяйства. Он был назначен бухгалтером в Шагиртский участок Куединского лесхоза. В 1937 году лесхоз вошёл в состав конного завода, и Василий Семёнович с 1939 года стал главным бухгалтером «Конного завода № 6 Уральского треста Управления конных заводов Главного управления коневодства Министерства сельского хозяйства СССР» – таково было полное наименование конзавода в Шагирте, как это следует из записи в трудовой книжке Василия Семёновича.


С этой книгой читают
Эссе об истории России, написанное в сказочно-былинной форме. «Когнитивный» – относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий.
«Есть ли в вашем доме настоящая шумовка?Которой снимают (в приличных домах) настоящий жом. Жом – это для тех, кто понимает.В незапамятные времена дни были долгими, куры – жирными, бульоны, соответственно, – наваристыми, и жизнь без этой самой шумовки уж кому-кому, а настоящей хозяйке показалась бы неполной…»
Содержание книги показывает, как автор встречался с трудностями и преодолевал их. Интересные случаи послужат уроком для читателя. Некоторые жизненные моменты необъяснимы для автора и заставят читателя задуматься над ними и, возможно, объяснить с его точки зрения.
Среди любителей поэзии едва ли найдется человек, который не хотел бы знать, как выглядели и что носили его любимые поэты. Многие помнят желтую кофту Маяковского, модную кепку Есенина, знаменитую челку Цветаевой или синее платье Ахматовой с портрета кисти Альтмана. Именно этих поэтов Серебряного века рассматривает Екатерина Горпинко, и каждому посвящена отдельная глава.Выбор автора не случаен и основан не только на личных предпочтениях: героям это
Хотите развить понимание прочитанного, расширить словарный запас и прокачать коммуникативные навыки на английском языке? Вам поможет эта книга, рассказывающая истории успеха и занимательные факты из жизни выдающихся предпринимателей: Билла Гейтса, Эсте Лаудер, Уолта Диснея, Генри Форда и других бизнесменов. Все биографии сопровождаются актуальной лексикой и заданиями на понимание смысла прочитанного. В конце книги есть переводы текстов и ключи к
В безымянном городе быть интересной – опасно. Средняя сестра пытается скрыть от матери отношения с неверным бойфрендом и еще больше – повторяющиеся встречи с таинственным Молочником. Когда местное сообщество узнает про эту тайную связь, ничем не выделяющаяся до сих пор средняя сестра становится объектом пристального внимания всех – родственников, друзей, соседей, спецслужб. А этого она хотела меньше всего.Грустный и смешной одновременно, «Молочни
Сборник новых теплых и добрых новогодних рассказов Юлии Набережневой – это настоящая зимняя сказка для детей и взрослых. Герои сказок – лесные звери и обычные люди, дети с их родителями. Сказки поучительные: учат дружить и любить, быть благодарными, совершать хорошие поступки, признавать свои ошибки и просить прощения. Особый интерес вызывает рассказ Деда Мороза о том, как он стал самым главным в мире волшебником, а еще о том, откуда появилась ег
Уже несколько лет я живу в постоянном страхе, я вынуждена постоянно бежать, а все из-за него, безжалостного монстра, который считает, что я принадлежу ему, который не остановится пока не уничтожит меня. Я обещала маме жить нормально несмотря ни на что, и я стараюсь сдержать свое слово. В какой-то момент мне повезло, кажется я встретила человека, который готов мне помочь. Я разучилась доверять людям, но мне придется поверить ему, ведь сейчас он
Чтобы достать деньги на лечение отца, взялась шить средневековые платья. Только не знала, что к договору с шикарным вознаграждением прилагается попадание в другой мир, роль адептки магической академии, клубок интриг а сверху еще язвительный ректор-дракон, которого приставили меня охранять. Его красота завораживает, но стоит посмотреть в глаза и хочется провалиться сквозь землю. Ведь меня шантажом заставляют украсть у него очень важную вещь...