Ксения Шаманова - Шёлковая нить

Шёлковая нить
Название: Шёлковая нить
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Шёлковая нить"

Джон Свон – профессор английской литературы в Оксфордском университете. Он приехал сюда из России, где носил имя Ивана Лебедева и мечтал стать хирургом, чтобы спасать человеческие жизни… Но шёлковая нить, связывающая ожидания и реальность, надорвалась, и ему пришлось осуществить чужую мечту. Груз прошлого, фотокарточка, спрятанная в бумажнике, и внезапно появившаяся женщина, обещающая отомстить… Всё это не может не давить на профессора, который долгие годы успешно притворялся другим человеком и даже стал кумиром для одного студента-билингва Валентина Макгроу. Именно Валентину предстоит распутать клубок тайн загадочного преподавателя…

Бесплатно читать онлайн Шёлковая нить


1


– Радость с грустью пополам

Суждено изведать нам.

Это дистих из «Прорицаний невинности» Уильяма Блейка. На мой взгляд, это произведение – кладезь афоризмов. И если вы желаете понять, ради чего мы живём и как следует жить, чтобы не сойти с дистанции раньше времени, почитайте на досуге Блейка. Вот вам настоящая философия жизни.

Профессор английской литературы очаровывал студентов обаянием лёгкой самоуверенности, производил впечатление острым умом и безусловной увлечённостью. Когда Джон Свон декламировал стихотворение или рассказывал о жизни Байрона, Китса, Шекспира и других, он как будто перемещался в другое, невидимое пространство – далеко-далеко от этой большой и всё же тесной аудитории, от самого Оксфордского университета. Профессор как будто расхаживал по канату, качаясь в воздухе, словно акробат, и существовал как бы на границе двух миров. Он мог взлететь или, напротив, упасть, но между тем всегда сохранял спокойствие, граничащее с отстранённостью и даже хладнокровием.

Для Валентина Макгроу – студента, изучающего лингвистику и филологию, профессор Свон стал кумиром, примером для подражания. Во-первых, их объединяли русские корни. Джон Свон, или Иван Лебедев, приехал в Англию из России, чтобы учиться в Оксфорде, добился высот благодаря упорству и терпению, был отмечен лучшими специалистами и в конечном счёте рекомендован на место преподавателя. В свою очередь, Валентин рос билингвом в семье чопорного британца и сентиментальной русской женщины. На этой почве преподаватель и студент сразу сблизились, превратившись в хороших товарищей, невзирая на заметное превосходство одного из них.

А во-вторых, Валентин сам мечтал стать профессором, и ему нравилась уникальная манера преподавания мистера Свона. Этот человек сочетал в себе эмоциональность и сдержанность, твёрдую волю и природную мягкость. Он никогда не сбивался на излишне слащавый тон, не утомлял слушателей долгими пламенными речами и, несмотря на лёгкий снобизм, всегда ухитрялся избегать назидательного тона.

Джон Свон напоминал актёра, который едва ли играет, находясь на сцене перед зрителями. Он перевоплощается, перерастает свою роль, становится намного больше и заметно выше, превращается в гиганта, по случайному стечению обстоятельств попавшего в страну испуганных лилипутов. Иногда профессором овладевало волнение, но этот умеренный пыл разбавлялся такой же умеренной строгостью и требовательностью. Студентам никогда не было слишком легко на его занятиях, а иногда и откровенно непросто, но в то же время большинство заражалось искренним интересом преподавателя и добивалось успехов исключительно благодаря пробуждённому энтузиазму.

Валентин Макгроу любил представлять на месте профессора самого себя. Он всегда думал, что ни в чём не уступит мистеру Свону, когда окажется за кафедрой. И это вовсе не следствие врождённой заносчивости или юношеского максимализма. Всем известно, что плох тот ученик, который не желает превзойти своего учителя.

Валентин в очередной раз замечтался, воображая, как расхаживает у доски, сцепив руки сзади, и декламирует Блейка, как вдруг дверь в аудиторию распахнулась. Какая-то полная женщина в жёлтом пиджаке ворвалась на занятие с кухонным ножом в руках. Она кричала на русском языке, поэтому её понимали только два человека – Джон и Валентин. Незнакомка с растрёпанной кудрявой шевелюрой неслась прямо на профессора, крепко сжимая оружие, и разбрасывалась жуткими обвинениями:

– Убийца! Ты чёртов убийца! Ты убил моего отца! Думал, что сможешь здесь скрыться? Сгори же в аду!

Ошибки быть не могло: дама в жёлтом действительно смотрела на Джона Свона, а тот не двигался с места и не отводил от неё внимательного, в меру строгого взгляда. Почему он нисколько не удивлён? Неужели… они могут быть знакомы?

Студенты засуетились, не понимая, что происходит. Наверное, приняли разъярённую незнакомку за террористку. Многие из них даже не стали собирать свои вещи и поспешили к выходу в надежде вовремя ускользнуть и уцелеть. Но только не Валентин: он не мог бросить профессора в беде, оставить его одного при таких необъяснимо странных обстоятельствах. К счастью, за женщиной уже поспешила охрана, и безумной не удалось вонзить нож в грудь всегда такого сдержанного и невозмутимого мистера Свона. Наверное, она всё же успела проделать это в воображении. Незнакомка продолжала громко кричать, не переставая называть профессора убийцей, осыпала его проклятиями и обещала отомстить. Мистер Свон шепнул что-то охраннику, кажется попросив быть с дамой повежливее, и с улыбкой обратился к оставшимся студентам. Он велел им сразу идти домой и ни о чём не волноваться. В отличие от остальных, Валентин Макгроу всё-таки не сдвинулся с места. Он требовал объяснений, тогда как его несчастный кумир упрямо хранил молчание.

Наконец Джон Свон как будто очнулся от сна наяву и сказал Валентину, что хочет побыть в одиночестве. Студент уловил в его обычно спокойном тоне лёгкое раздражение. Нет, он не уйдёт, пока всё не узнает. И пусть профессор закидает его камнями или чем-нибудь потяжелее. Не может быть столько секретов у одного человека. Валентин вдруг вспомнил, как случайно увидел в бумажнике преподавателя фотографию жизнерадостной девушки с золотистыми косами. Она казалась вчерашней школьницей и влюбляла в себя с первого взгляда. Сам Валентин едва бы сумел устоять перед её обаянием, если бы увидел вживую. Он тогда спросил профессора, кто эта девушка, но тот поспешно закрыл бумажник и спрятал его в кармане сумки. По лицу Джона Свона пробежала судорога. Он сжал зубы и простонал что-то невнятное. Студенту пришлось уйти, а через пару дней он и думать забыл про эту фотографию. А вот сейчас почему-то вспомнил и даже предположил, что та красавица может быть как-то связана с полоумной дамой, ухитрившейся ворваться в Оксфордский университет.

– Валентин, просто уходи, – устало сказал профессор. В такие минуты он всегда говорил по-русски.

Студент отрицательно покачал головой.

– Нет, сегодня я проведу вечер с вами. Пожалуйста, не прогоняйте меня.

Джон Свон только пожал плечами, взял висевший на стуле пиджак и направился к выходу. Валентин решил во что бы то ни стало следовать за ним, лишь бы узнать правду и распутать клубок тайн загадочного профессора, который ещё несколько минут назад казался ему безупречным. Но так ли оно было на самом деле? Не каждый день наблюдаешь за тем, как на твоего преподавателя нападают с ножом и обвиняют в убийстве.

Когда они подошли к дому, где жил профессор, Валентин не выдержал и задал вопрос, который всё это время царапал ему горло:

– Скажите, это ведь неправда?


С этой книгой читают
Сколько опасностей таит в себе необъятный океан? Многие его жители ещё помнят о бесчинствах гигантского мегалодона. За случайную встречу с чудовищной акулой расплачиваются жизнью. Но отважного кита Рика не так-то легко испугать. Однажды во время шторма он спасает мальчика Артура, и с тех пор они становятся лучшими друзьями. Никто из них даже не догадывается, что настоящее чудовище совсем близко…
Действие пьесы происходит в психиатрической лечебнице в 50 километрах от Москвы летом 1985 года, в начале горбачевской перестройки. Смысловое ядро пьесы представлено в форме платоновских диалогов, ведущихся между двумя основными персонажами: просветлённым и молодым человеком сложной судьбы и неистребимой тяги к Истине, желающим понять устройство общества и мира и своё место в них.
Мир Марьи Александровны, вдовой учительницы литературы, рушится с известием о пропаже вез вести единственного сына. Но именно оттого что знает теперь, из чего состоит этот мир, она верит, что может спасти своего Вовку.
Амальгама боли и любви, задорный, звенящий смех в ответ на вызовы бытия, гимн неподдельной жизни во всю широту сердца – вот что такое стихотворения в прозе из цикла «Наслаждение жизнью». «Люди не летают, как птицы. Люди летают, как люди – по-другому, гораздо-гораздо выше…»
В книге на суд читателя представлены восемь крупных рассказов. Любовные, житейские и криминальные истории откроют читателю сложный мир человеческих взаимоотношений.
Веселая история о том, как маленький зайчонок потерял своего друга Лучика и решил сам пойти к нему в гости. Сможет ли он его найти?
Несколько недель назад со мной на связь вышел мой космический брат Кайот. Он рассказал мне о солнечной цивилизации Солар, которая является частью Сириуса А. Кайот предложим познакомить жителей Земли с нашим родным домом. Читателей книги ждет увлекательное путешествие на Сириус, знакомство с владыкой Солара Аронитом, а также моим другом детства Меро Алонитом. Вы узнаете о происхождении солнечной цивилизации Солар, укладе жизни. Целью книги являетс
Представляемый сборник – о пробуждении творчества в человеке. От первого случайного четверостишия до выпестованных. тщательно уложенных рифм поэт проделывает огромный путь. На страницах этой книги читатель может увидеть. как стихи по наитию превращаются в отточенный слог мастера. «Когда б вы знали…», – писала Анна Ахматова. Авторы сборника «Путь» приглашают любителей поэзии узнать, как в человеческой душе расцветает талант.
О чём мечтает капитан? Вы думаете, мечтает о штормах, приключениях и неоткрытых островах? Откройте новую книгу капитана дальнего плавания, номинанта литературных премий Николая Росса «Я счастье сохранил в ладони». Это сборник проникновенных стихов о любви к этому миру с его радостями и тревогами, с героями и их вечной борьбой за правду, о любимой земле и любимых людях. Это книга о вере моряка и поэта в доброту и надёжность матери-земли, в силу и