Екатерина Назаренко - Шустрик

Шустрик
Название: Шустрик
Автор:
Жанры: Детская проза | Современная русская литература | Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Шустрик"

Ее воспитала блокада. С войной десятилетняя Санька потеряла всех: маму, папу, любимого дядю Павлика, друга Мишу. Но только не свое сильное, мужественное сердце. "Спасти Ленинград" стало ее заветной мечтой, и она бросилась ему на помощь: помогала раненым в госпитале, тушила "зажигалки", бегала по квартирам с самодеятельными концертами. А еще читала со сцены стихи, и это принесло ей популярность. Через всю долгую жизнь, полную неожиданных событий и поворотов, Александра Семеновна пронесет главную цель – сохранить память о своем "блокадном детстве". Что бы ни произошло и кто бы ни встал на ее пути.

Бесплатно читать онлайн Шустрик



Елене Прокопьевне Лебедевой.

Школе №210 г. Санкт-Петербурга.

Ученикам театральной студии «КЭВС».

И тебе,

если обязуешься никогда не забывать.


А она все жила.

За спиной маячили тесная ленинградская коммуналка, новая с иголочки школа через дорогу, покореженная, потертая в войну, блокада, убитый на фронте отец, свадьба в старой, ношенной поколениями комнатке, педагогический институт, какой-то быстрый и очень острый для сердца развод, учительский стаж в сорок с лишним лет, пенсия, а дальше – все как полагается. Уже и дети выросли, и внуки, и даже правнуку Димитрию исполнилось три года. А ей было 86., и она все жила.

Не удивлялись, конечно. Восемьдесят – не сто ведь. Но кое-где вздыхали над ее морщинистым лицом и косо поглядывали, когда она в магазине пыталась права свои отстоять или в давке трамвайной пробивалась. Старуха на то и есть старуха, чтобы молчать, а эта куда лезет, с правилами своими, совдеповскими? Давно пора честь знать да в огороде цветочки сажать.

А ей не хотелось цветочков. Она еще тогда, в сорок первом, поняла, как жизнь любит, когда девятилетней девчонкой вызвалась «зажигалки» тушить да в госпитале за ранеными ухаживать. И в самодеятельности плясала, и по соседям бегала (это сначала бегала, а потом все чаще ходила, переставляя деревянные ноги) – веселила шутками да прибаутками, чтоб не скучали, не поддавались унынию и тоске той, блокадной. Видела, как война не только физически, но и морально угнетает. И депрессии видела, и плач беспричинный. Потому и в эвакуацию никакую не поехала, а только за комодом пряталась и искусно, артистично билась в истерике, до исступления, крича, что скорее ляжет под поезд, чем сядет в него, пока мать сама не опустилась на пол и не завыла в голос.

Жалела она всех: родных и знакомых, и город свой с львиными головами на замерзших, гоняемых осенним ветром площадях и проспектах. А жалость к другим, как известно, дает сил помогать. Вот и помогала, как могла, не разрешая себе ни плакать, ни горю поддаваться. Хватит с нее. Насмотрелась. Да и далеко за примерами ходить не надо – силы мать покинули еще осенью, а Санька зубы стиснула и не просто жила и мать выхаживала, а в других еще эту жизнь вселяла. Не могла она так просто с ней расстаться в девять лет. Любовь к львиным головам, к краскам природы да к небу, любому: серому, сумрачному или солнечному, кой цвет она уж и забыла той зимой сорок первого – любовь эту она еще с первой фашистской бомбы в себя втиснула. И когда увидела соседа с пистолетом у виска, с синими от холода зубами и впалыми, какими-то блуждавшими глазами, даже не охнула, а подскочила и выбила пистолет из слабых дрожащих рук. И откуда только силы взялись? А подскочив, сама упала и пролежала так еще добрых полчаса, и продрогла до костей, впрочем, они недалеко от кожи торчали. Лежала, тяжело дышала и только благодарила судьбу за то, что не в снегу она сейчас, не в мерзлой земле возле кромки воды, а в квартире, пусть онемевшей от холода и тоски проклятой. Как поднялась – одному Богу известно, лишь рассмеялась перед изумленным соседом от того, что жизнь сама к ней в руки спешит. Жизнь, а не смерть, как казалось соседу, матери и еще многим в этом измученном городе.

Бойкой она всегда была. Ее еще до школы прозвали – «Шустрик». Школа, где она успела закончить второй класс к началу войны, находилась на проспекте 25 Октября (Невском проспекте), недалеко от площади Урицкого, ныне – Дворцовой. До революции здесь был доходный дом, а после собирались строить банк, но проект отложили, и участок пустовал вплоть до 1939 года. Школу возвели за пятьдесят четыре дня, и семилетняя Санька, с любопытством поглядывая на свое, как она сама говорила, «будущее», активно участвовала в процессе. Собрав во дворе ватагу из доброй дюжины босоногих ребят, Санька подошла к рабочим и звонко заявила, что у нее, как у любого советского человека, есть долг перед Родиной, и этот долг – помочь в строительстве собственной школы. Рабочие посмеялись, но благодаря Санькиной организации, в уже почти построенной школе тринадцать пар рук мыли полы, вытирали стены, таскали стулья и, кряхтя, водружали на подоконники горшки с цветами.

Школа открывалась 6 октября 1939 года, о чем Санька недовольно (ведь приходилось ждать еще целых полтора месяца) рассказывала самому веселому рабочему – дяде Павлику, пока тот угощал ее чаем. Дядя Павлик посмеивался, гладил Саньку по голове и совал ей в тарелку куски сахара. Чувствуя, что уже переела, она отказывалась (ах, как она потом вспоминала эти кусочки спустя два года!), только ворчала, любовно гладя обложки новых учебников.

На линейку Санька шла уверенным шагом, важно помахивая белым бантом на голове и отцовским портфелем в руке. Эта школа была не просто школой, а домом, который она обустраивала своими руками. И пусть то, что она делала сама, занимало лишь двадцать пятую часть всей работы, было чем гордиться. Ее ноги обходили это здание вдоль и поперек, ребята, собранные на стройку, были ее заслугой, и указания, которые она раздавала, были поручены именно ей, а не кому-нибудь, и не кем-нибудь, а самим директором школы. Среди детей она, конечно, считалась там самой главной и самой активной, потому дядя Павлик и придумал смешное прозвище – Шустрик.

Так и в классе повелось. Было в этом довольно популярном слове что-то ее, конкретно Санькино – не просто бойкость и веселость, а быстрота и сообразительность, и добродушие характера, и сила воли, и жизнелюбие, и даже напор какой-то. Напором она обладала замечательным: если что-то решила, будь здоров – Санька все получит.

Арифметика ей удавалась – задачки как орешки щелкала. А вот с чистописанием была беда. Мария Петровна, учительница, выше тройки оценку не ставила, а однажды, увидев сразу две кляксы в строчке, вывела жирную двойку.

С тех пор Санька каждый вечер просиживала над письмом. Не была ей присуща аккуратность, а то, что природой не дано, надо наверстать. Эти слова отец раз двести говорил, и стыдно было в школе, «ее руками построенной», такие отметки получать. Вот и корпела над тетрадкой.

И еще деньги копила. На торт, чтобы при первой же четверке купить, и родителям за ужином вручить – мол, глядите, какая у вас дочь растет.

А получила сразу пятерку, и, не помня себя от радости, первым делом рассказала об этом маме, и вечером они ели целых три торта – оказалось, что каждый в семье ждал Санькиного успеха.

И было это в октябре сорокового, когда двор утопал в сумерках, на улице уже зажглись фонари, и запоздалые прохожие спешили в свои квартиры. А дома было тепло и уютно, и Санька в шутку гремела ложкой по столу, чтобы поскорее подавали ужин, и мама, такая красивая в своем лучшем платье и раскрасневшаяся от жара примуса, ставила на стол курицу и маслины, а потом они ели три торта сразу и хохотали, рассматривая старые фотокарточки… А после сонную, хлопавшую глазами Саньку отец осторожно нес в постель, и от него приятно веяло привычным одеколоном и свежевыстиранной рубашкой. Совсем не так, как спустя несколько месяцев – грубой военщиной и сырой, прелой гимнастеркой.


С этой книгой читают
Пьеса построена на переписке в одном из мессенджеров. Молодая, приехавшая в Ангарск по федеральной программе учительница готовит школьный концерт. Женя в "мыле": она успевает раздавать указания родителям, коллегам, получать истеричные смс от начальства и строчить своему "курортному" любовнику Саше. Он – крутой бизнесмен из Питера, и она, желая повысить в его глазах свой статус, прикидывается популярной московской телеведущей. Женя ждет одного: по
Из чего состоит наша жизнь? Из простых мелочей, что случаются каждый день. Радостных и не очень. Самое лучшее запоминается на долгие годы. Истории из жизни передаются от родителей к детям, становясь семейными легендами. Бесценные сокровища, что хочется сохранить. Что если им придать облик сказки? В них, например, старый автомобиль может предстать полноценным персонажем в виде бывалого служивого. У него будут свои собственные достоинства и недоста
Заветная мечта, исполнения которой ты так сильно желаешь, под Новый Год может осуществиться. Ведь в этот необыкновенный час, когда происходит смена времен, добрая магия окутывает весь мир. Главное, верь в чудеса и жди подарка от Снежной феи. Вот и девочка Настя, которая мечтала о маленьком пушистом друге, получила очень приятный подарок к празднику. Да еще и волшебный! А Снежный щенок за свою доброту получил право на настоящую жизнь и обрел забот
Далеко-далеко, в одном маленьком городке жила девочка Карина. И был у нее младший братик Костик. Именно про них эта история. А еще про необычные часы на старом вокзале и ледяного похитителя.
Новогодняя сказка для самых маленьких детей и ребят постарше расскажет все-все о тайной жизни елочных игрушек.
Герой романа – молодой человек, работающий на Крайнем Севере в старательской артели по добыче золота, решил обзавестись волчьей шубой. Что из этого получилось, узнаете после прочтения книги..
Борис Николаевич Ельцин. Первый президент Российской Федерации. Второй пенсионер союзного значения. Строитель по образованию и призванию. Эффективный менеджер как во времена СССР, так и во времена России. Человек призванный строить, но посвятивший свою карьеру слому старого строя.Есть многое, за что его хвалили. Ещё больше – за что ругали.Но даже если бы он не сделал ничего хорошего за время своего правления, все равно остался бы в памяти благода
Говорят, что от любви до ненависти один шаг. И в этом нет ничего удивительного. Ненависть такое же яркое проявление эмоций, как и любовь. А вот до чего может довести равнодушие, граничащее с брезгливостью? Тася никогда не переоценивала свою тусклую внешность, понимая, что красавицей ей не стать. И поэтому замуж не собиралась. Но ее замужество вдруг резко понадобилось императору. И кто же мог подумать, что в мужья ей достанется этот противный герц
Годы пролетают с космической скоростью, а вы даже не успеваете отслеживать их в череде бесконечных забот? Вечная нехватка денег? Маленькая квартира? Капризный ребёнок? Много работы? Нет времени на личную жизнь? Вам кажется, что у вас проблемы? Давайте это обсудим!!! А может, стоит посмотреть на них со стороны и вы поймёте, что это ещё не проблемы? Всем родителям посвящается! (Как всегда предупреждаю, что здесь нет стёба и чернухи. Сердце просит д